Цель: активизация познавательной деятельности, развитие навыков работы в парах, с текстом, развитие логического мышления.
Задание 1.
«Кто – кто в теремочке живет»? Какие функции выполняет?
Медоносная пчела – общественно – живущее насекомое, которое может нормально жить и размножаться только в составе семьи.
Пчелиная семья состоит из нескольких десятков тысяч рабочих пчел, обязательно одной матки (царицы), а в летнее время еще из нескольких сотен трутней.
Матка. Единственная полноценная самка, откладывающая яйца, из которых развиваются все особи семьи. Матку легко отличить от рабочих пчел. Она имеет более крупные размеры и удлиненное брюшко, где расположен большой яйцеклад. Отличить матку от рабочей пчелы легко: у спокойно сидящей матки задняя часть брюшка выступает далеко за пределы крыльев, тогда как у рабочей пчелы крылья полностью закрывают все брюшко. Рассмотрите рисунок.
Трутни – самцы, предназначенные для спаривания с молодыми матками. Гораздо крупнее рабочих пчел, отличаются еще и очень крупными глазами, соприкасающимися на затылке. Трутни предназначены для оплодотворения матки. Никаких работ в семье не выполняют. Выводятся во второй половине весны и летом. После оплодотворения тут же погибают. Не умерших летом трутней пчелы осенью изгоняют из улья и они погибают. Даже летом трутни питаются медом, который регулярно получают в улье по первому требованию.
Рабочие пчелы. Рабочие пчелы – это бесплодные самки, которые составляют основную массу семьи. Их количество меняется в течение года. Ранней весной в семье насчитывается 15-20 тысяч пчел. Постепенно их число увеличивается и к лету составляет 50-70 тысяч, а к зиме снова снижается. В зависимости от возраста, рабочие пчелы выполняют разные работы:
-едва родившись, чистят за собой соты, готовя место для новых личинок;
-в возрасте 3-х дней кормят личинок, принося им мед и цветочную пыльцу;
когда им исполняется неделя, предпринимают разведочный полет, чтобы определить место нахождения улья;
-двухнедельные пчелы ремонтируют соты, удаляют высохший или загустевший мед, следят за входом, охраняют его, а также вентилируют улей крыльями, работая ими как вентилятором;
-трехнедельные пчелы начинают собирать нектар, пыльцу, смолу и воду, образуют мед и пергу. Информацию об обнаружении цветов, богатых нектаром передают с помощью «танца» - кружения в определенном порядке и ритме, которое они выполняют перед другими пчелами.
Задание 2.
«Где клад зарыт?» Откуда пчелы берут пчелиный яд и воск?
Грудь – центр двигательных органов пчелы. От нее отходят две пары тонких, прозрачных перепончатых крыльев. К нижней части груди прикреплены три пары ног.
Брюшко соединено с грудкой тонким, узким стебельком, поэтому оно очень подвижно. Строение брюшка очень сложное, благодаря чему может сильно изменять объем при дыхании и во время сбора и переноса нектара.
В конце брюшка расположен жалоносный аппарат. Жало – это то же, что и яйцеклад у других перепончатокрылых. У пчелы жало – это весьма верное орудие защиты и нападения, которое пчела пускает в ход против различных своих врагов. Вонзив в кожу жало, пчела вводит в ранку ядовитую жидкость – пчелиный яд, которая образуется в железках брюшка и открывающихся у основания жала. От этой жидкости и происходит покраснение и опухоль кожи, сопровождаемые сильной болью. Жало имеет зазубренную поверхность, поэтому после введения яда пчела погибает, т.к. не может вытащить жало из кожи и отрывает его с частью внутренних органов.
В настоящее время найден способ получения яда без умерщвления пчел при помощи воздействия на них электрического тока.
На нижней стороне брюшка у рабочей пчелы имеются восковыделительные железы – «зеркальца». В жидком виде воск просачивается на поверхность восковых «зеркалец», где застывает, образуя небольшие пластинки. Пчелы берут их ножками и разминают челюстями, а затем используют для строительства сот и ячеек.
Задание 3.
«Где клад зарыт?» Откуда пчелы берут мед и маточкино молочко ?
Мед.
За нектаром летают только рабочие пчелы старшего возраста. Пищеварительная система пчел хорошо приспособлена к сбору и переносу нектара в улей.
Пчела проникает хоботком глубоко к основанию цветка, где расположены нектарники и всасывает нектар. Нектар поступает в пищевод, который проходя через грудь расширяется в брюшке, образуя медовый зобик. Одна пчела - сборщица, масса которой 80-100 мг, способна набрать в медовый зобик 45 мг нектара!
В улье пчела сдавливает медовый зобик и нектар выдавливается на хоботок. Принесенный нектар пчелы – сборщицы или складывают его в ячейку, или передают из хоботка в хоботок пчелам – приемщицам.
Переработка пчелами нектара в мед происходит в несколько этапов, последний из которых - запечатывание созревшего меда тонкой восковой крышечкой, непроницаемой для воздуха, которая предохраняет мед.
Маточкино молочко. В его выделении участвуют железы, примыкающие к переднему отделу кишечника рабочей пчелы. Маточкино молочко – ценнейший продукт, который пчелы используют для выкармливания маток и рабочих пчел.
Производство маточкиного молочка сосредоточено в хозяйствах южных районов страны, где в теплый весенне – летний период одна пчелиная семья дает 100-150 граммов продукта. Из него на фармацевтических заводах получают препарат «Апилак», который используют для приготовления мазей и кремов.
Задание 4.
«Что есть что?» Перга и прополис – «тайны пчелиного двора».
Сбор пыльцы и приготовление перги.
Пыльца растений – основной источник белков, жиров, минеральных солей, витаминов и других веществ, необходимых для роста, размножения, выделения воска и выполнения всех работ в гнезде.
Для этого у рабочих пчел на задних ногах имеются корзиночки для сбора и переноса пыльцы, все ноги покрыты прочными щетинками, образующими щеточки.
Посещая цветки, пчела покрывается пыльцой, которая застревает на ее теле в волосках. Во время перелета с цветка на цветок пчела щеточками счищает пыльцу и направляет комочки пыльцы в корзиночку, где пыльца накапливается и образует обножку. Прилетев в улей, пчела сбрасывает свою обножку в одну из ячеек. Сначала обножки бывают разного цвета, в зависимости от вида растения, с которого они собраны. Потом они становятся желтыми или светло – коричневыми. Пчелы предпочитают съедать свежепринесенную обножку, а на длительное хранение готовят пергу. Для этого разминают обножки, добавляют в пыльцу немного меда и утрамбовывают в ячейках в несколько слоев. Пергой, медом и маточкиным молочком рабочие пчелы выкармливают личинок.
За весенне – летний период семья пчел вносит в улей 20 – 25 кг пыльцы.
Задание 5.
Что есть что? Перга и прополис – «тайны пчелиного двора».
Прополис. Пчелы находят источники прополиса на листьях, почках и коре хвойных, тополей, слив, а также других растений, выделяющих смолистые вещества. Воспользовавшись усиками, чтобы обнаружить самую подходящую частицу смолы, пчела – сборщица прополиса приступает к захвату прополисной частицы челюстями. Затем с поднятой головой, она отступает до тех пор, пока захваченная ею частица прополиса растягивается на подобие длинной нитки и, в конце концов, разрывается. После этого она ножками скатывает смолистую частицу и откладывает ее в одну из своих корзинок для пыльцы. Делает все эти операции пчела удивительно грациозно, чтобы не испачкаться в клейком материале.
Для чего пчелы собирают прополис?
Во-первых, для замазывания трещин занимаемого пчелами помещения.
Во-вторых, в областях с холодным климатом прополис используется пчелами для сокращения летка (отверстия, через которое пчелы входят и выходят из улья).
В-третьих, образуют запас для критических ситуаций. Крупных животных попавших в улей и умерщвленных, которых пчелы не могут удалить за пределы, они «замуровывают» в смесь из воска с прополисом, изолируя доступ воздуха и т.о. избегают процессов гниения.
В-четвертых, для прикрепления вертикальных сотов в улье.
В-пятых, для покрытия тонкой пленкой ячеек новых сотов, предположительно с целью обеззараживания. Из прополиса изготавливают медпрепараты.
Задание 6.
Такие разные! Откуда?
Размножение медоносной пчелы.
Матка откладывает яйца:
(в разгар сезона – 1800-2000 яиц в сутки)
ß ß ß
крупные ячейки в средние ячейки в мелкие ячейки
Из яиц выходят личинки, которых
ß ß ß
кормят 6 дней маточки- кормят пергой и медом кормят 2-3 дня маточки-
ным молочком, затем ным молочком, потом пер-
пергой (личинка плавает гой и медом
в ячейке, заполненной
маточкиным молочком,
заглатывая корм)
ß ß ß
После нескольких дней кормления рабочие пчелы запечатывают ячейки воздухонепроницаемой пленкой, где все личинки превращаются в К У К О Л К И.
ß ß ß
Через 16-17 дней Через 24 дня Через 21 день
п о с л е о т к л а д к и я и ц
ß ß ß
матки трутни рабочие пчелы
Задание 7.
«Скажи мне, кто твой друг?» Бывает луковый мед?
Опыление.
Первые описания медоносных растений сделаны древнегреческими учеными и философами Аристотелем и Феофрастом в IV веке до н.э. В России издавна известны гречишный и липовый меды, названия которых дают точное указание на медоносные растения, с которых они собраны. В настоящее время в нашей стране произрастает свыше 1000 видов медоносных растений, которые ежегодно выделяют многие тысячи тонн нектара. Среди них: ива белая, клен, акация, жимолость, вереск, облепиха, орешник, ольха, иван-чай, яблоня, вишня, слива, смородина, малина, ежевика, лук, василек, бодяк и др.
С помощью опыления значительно повышается урожайность некоторых культур: гречихи – на 25 – 30% и более, подсолнечника – на 30-35%, клевера – на 65%, горчицы – на 30-50%.
Задание 8.
История пчеловодства.
Пчеловодством люди занимаются издавна. В России мед и воск были одними из главных предметов торговли. Первые правительственные указы по пчеловодству относятся ко времени царствования Петра I.
В истории пчеловодства можно выделить четыре характерных периода.
I.Охота за дикими пчелами. Пчеловод – охотник ограничивался небольшими знаниями и навыками: как найти дупло с пчелами, как предохранить себя от ужалений, как добраться до гнезда и вырезать соты с содержащимися в них воском и медом. В этот период люди уже умели пользоваться дымом как средством усмирения пчел.
II. Бортевое пчеловодство возникло в результате накопления людьми знаний о жизни пчел. Человек уже сам выдалбливал в дереве искусственное дупло (борть) и ожидал его заселения насекомыми, отбирал из гнезд только излишки меда, подрезая соты, был заинтересован в сохранении семьи, защищал борть от куниц, медведей и др. врагов. Таким образом, пчеловод начал вкладывать в это дело определенный труд.
III. Колодное пчеловодство появилось, когда люди начали выдалбливать борть не в целом дереве, а в его обрубке – колоде. Сначала колоды поднимали на деревья, а затем стали располагать на очищенных от леса площадках – колодных пасеках. С этого времени пчеловодство развивается как отрасль сельского хозяйства.
IV. Современное пчеловодство связано с тремя открытиями.
1) В 1814 году украинский пчеловод П.И. Прокопович изобрел разборной рамочный улей. В результате пчеловоды получили возможность осматривать и переставлять соты, воздействовать на пчелиную семью.
2) Немецкий пчеловод Меринг, наблюдая за строительством сотов в улье, заметил, что пчелы сначала строят из воска полоску для донышек с ячеек, а затем уже надстраивают стенки ячеек. Это навело на мысль давать пчелам готовые тонкие листки из воска с выгравированными на них шестиугольными донышками ячеек. Так в 1857 году возникла искусственная вощина, которая позволила пчеловоду регулировать строительство пчелиных и трутневых ячеек и ограничивать размножение трутней.
3) В 1865 году чешский пчеловод Грушка изобрел медогонку, которая дала возможность извлекать мед из сотов, не повреждая их.
Богатые источники медосбора в России создают условия для развития пчеловодства, которое развивается в трех направлениях: медово – товарном, медово – опыленческом и опыленческо – медовом. Как это понимаете?
1. “Кто-кто в теремочке живет?” Какие функции выполняет?
2. “Где клад зарыт?” Откуда пчелы берут пчелиный яд и воск?
3. “Где клад зарыт?” Откуда пчелы берут мед и маточкино молочко?
4-5 “Что есть что?” Перга и прополис – “тайны пчелиного двора”.
6. Такие разные! Откуда?
7. “Скажи мне, кто твой друг?” Бывает луковый мед?
8. История пчеловодства.