Дидактические карточки-задания по теме " Общественные насекомые пчелы"

Категория: 7 класс
Опубликовано 22.02.2016 13:24
Автор: Семёнова М.А.
Просмотров: 3762

Цель: активизация познавательной деятельности, развитие  навыков работы в парах,  с текстом, развитие логического мышления. 

 

Задание 1.

 «Кто – кто в теремочке живет»? Какие функции  выполняет?

Медоносная пчела – общественно – живущее насекомое, которое может нормально жить и размножаться только в составе семьи.

Пчелиная семья состоит из нескольких десятков тысяч рабочих пчел, обязательно одной матки (царицы), а в летнее время еще из нескольких сотен трутней.

Матка. Единственная полноценная самка, откладывающая яйца, из которых развиваются все особи семьи. Матку легко отличить от рабочих пчел. Она имеет более крупные размеры и удлиненное брюшко, где расположен большой яйцеклад. Отличить матку от рабочей пчелы легко: у спокойно сидящей матки задняя часть брюшка выступает далеко за пределы крыльев, тогда как у рабочей пчелы крылья полностью закрывают все брюшко. Рассмотрите рисунок.

Трутни – самцы, предназначенные для спаривания с молодыми матками. Гораздо крупнее рабочих пчел, отличаются еще и очень крупными глазами, соприкасающимися на затылке. Трутни предназначены для оплодотворения матки. Никаких работ в семье не выполняют. Выводятся во второй половине весны и летом. После оплодотворения тут же погибают. Не умерших летом трутней пчелы осенью изгоняют из улья и они погибают. Даже летом трутни питаются медом, который регулярно получают в улье по первому требованию.

Рабочие пчелы. Рабочие пчелы – это бесплодные самки, которые составляют основную массу семьи. Их количество меняется в течение года. Ранней весной в семье насчитывается 15-20 тысяч пчел. Постепенно их число увеличивается и к лету составляет 50-70 тысяч, а к зиме снова снижается. В зависимости от возраста, рабочие пчелы выполняют разные работы:

-едва родившись, чистят за собой соты, готовя место для новых личинок;

-в возрасте 3-х дней кормят личинок, принося им мед и цветочную пыльцу;

когда им исполняется неделя, предпринимают разведочный полет, чтобы определить место нахождения улья;

-двухнедельные пчелы ремонтируют соты, удаляют высохший или загустевший мед, следят за входом, охраняют его, а также вентилируют улей крыльями, работая ими как вентилятором;

-трехнедельные пчелы начинают собирать нектар, пыльцу, смолу и воду, образуют мед и пергу. Информацию об обнаружении цветов, богатых нектаром передают с помощью «танца» - кружения в определенном порядке и ритме, которое они выполняют перед другими пчелами.

 

Задание 2.

 «Где клад зарыт?» Откуда  пчелы берут пчелиный яд и воск?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо познакомиться со строением рабочей пчелы.

Тело имеет снаружи покров, состоящий из прочных пластинок и пленок, в состав которых входит хитин.

На голове расположены два сложных глаза, между ними, на лбу, три простых. В передней части расположена пара подвижных усиков, на которых расположены различные чувствительные клетки.

В нижней части головы находится хоботок – сложно устроенный орган, перед хоботком  расположены верхние челюсти – жвалы, которыми пчела выполняет различные операции: выбрасывает соринки из гнезда, разминает воск, прогрызает древесину.  

Грудь – центр двигательных органов пчелы. От нее отходят две пары тонких, прозрачных перепончатых крыльев. К нижней части груди прикреплены три пары ног.

Брюшко соединено с грудкой тонким, узким стебельком, поэтому оно очень подвижно. Строение брюшка очень сложное, благодаря чему может сильно изменять объем при дыхании и во время сбора и переноса нектара.

 В конце брюшка расположен жалоносный аппарат. Жало – это то же, что и яйцеклад у других перепончатокрылых. У пчелы жало – это весьма верное орудие защиты и нападения, которое пчела пускает в ход против различных своих врагов. Вонзив в кожу жало, пчела вводит в ранку ядовитую жидкость – пчелиный яд, которая образуется в железках  брюшка и открывающихся у основания жала. От этой жидкости и происходит покраснение и опухоль кожи, сопровождаемые сильной болью. Жало имеет зазубренную поверхность, поэтому после введения яда пчела погибает, т.к. не может вытащить жало из кожи и отрывает его с частью внутренних органов.   

В настоящее время найден способ получения яда без умерщвления пчел при помощи воздействия на них электрического тока.

На нижней стороне брюшка у рабочей пчелы имеются восковыделительные железы – «зеркальца». В жидком виде воск просачивается на поверхность восковых «зеркалец», где застывает, образуя небольшие пластинки. Пчелы берут их ножками и разминают челюстями, а затем используют для строительства сот  и ячеек.   

 

Задание 3.

 «Где клад зарыт?» Откуда  пчелы берут  мед и маточкино молочко ?

Мед.

За нектаром летают только рабочие пчелы старшего возраста. Пищеварительная система пчел хорошо приспособлена к сбору и переносу нектара в улей.

Пчела проникает хоботком глубоко к основанию цветка, где расположены нектарники и всасывает нектар. Нектар поступает в пищевод, который проходя через грудь расширяется в брюшке, образуя медовый зобик. Одна пчела  - сборщица, масса которой 80-100 мг, способна набрать в медовый зобик 45 мг нектара!

В улье пчела сдавливает медовый зобик и нектар выдавливается на хоботок. Принесенный нектар пчелы – сборщицы или складывают его в ячейку, или передают из хоботка в хоботок пчелам – приемщицам.

Переработка пчелами нектара в мед происходит в несколько этапов, последний из которых - запечатывание созревшего меда тонкой восковой крышечкой, непроницаемой для воздуха, которая предохраняет мед.

Маточкино молочко. В его выделении участвуют железы, примыкающие к переднему отделу кишечника рабочей пчелы. Маточкино молочко – ценнейший продукт, который пчелы используют для выкармливания маток и рабочих пчел.

Производство маточкиного молочка сосредоточено в хозяйствах южных районов страны, где в теплый весенне – летний период одна пчелиная семья дает 100-150 граммов продукта. Из него на фармацевтических заводах получают препарат «Апилак», который используют для приготовления мазей и кремов.

Задание 4.

 «Что есть что?» Перга и прополис – «тайны пчелиного двора».

Сбор пыльцы и приготовление перги.

Пыльца растений – основной источник белков, жиров, минеральных солей, витаминов и  других веществ, необходимых для роста, размножения, выделения воска и выполнения всех работ в гнезде.

Для этого у рабочих пчел на задних ногах имеются корзиночки для сбора и переноса пыльцы, все ноги покрыты прочными щетинками, образующими щеточки.

Посещая цветки, пчела покрывается пыльцой, которая застревает на ее теле в волосках. Во время перелета с цветка на цветок пчела щеточками счищает пыльцу и направляет комочки пыльцы в корзиночку, где пыльца накапливается и образует обножку. Прилетев в улей, пчела сбрасывает свою обножку в одну из ячеек. Сначала обножки бывают разного цвета, в зависимости от вида растения, с которого они собраны. Потом они становятся желтыми или светло – коричневыми. Пчелы предпочитают съедать свежепринесенную обножку, а на длительное хранение готовят пергу. Для этого разминают обножки, добавляют в пыльцу немного меда и утрамбовывают в ячейках в несколько слоев. Пергой, медом и маточкиным молочком рабочие пчелы выкармливают личинок.

За весенне – летний период семья пчел вносит в улей 20 – 25 кг пыльцы.

Задание 5.

Что есть что? Перга и прополис – «тайны пчелиного двора».

Прополис. Пчелы находят источники прополиса на листьях, почках и коре хвойных, тополей, слив, а также других растений, выделяющих смолистые вещества. Воспользовавшись усиками, чтобы обнаружить самую подходящую частицу смолы, пчела – сборщица прополиса приступает к захвату прополисной частицы челюстями. Затем с поднятой головой, она отступает до тех пор, пока захваченная ею частица прополиса растягивается на подобие длинной нитки и, в конце концов, разрывается. После этого она ножками скатывает смолистую частицу и откладывает ее в одну из своих корзинок для пыльцы. Делает все эти операции пчела удивительно грациозно, чтобы не испачкаться в клейком материале.

Для чего пчелы собирают прополис?

Во-первых, для замазывания трещин занимаемого пчелами помещения.

Во-вторых, в областях с холодным климатом прополис используется пчелами для сокращения летка (отверстия, через которое пчелы входят и выходят из улья).

В-третьих, образуют запас для критических ситуаций. Крупных животных попавших в улей и умерщвленных, которых пчелы не могут удалить за пределы, они «замуровывают» в смесь из воска с прополисом, изолируя доступ воздуха и т.о. избегают процессов гниения.

В-четвертых, для прикрепления вертикальных сотов в улье.

В-пятых, для покрытия тонкой пленкой ячеек новых сотов, предположительно с целью обеззараживания. Из прополиса изготавливают медпрепараты.

 

Задание 6.

Такие разные! Откуда?

Размножение медоносной пчелы.

 

Матка откладывает яйца:

(в разгар сезона – 1800-2000 яиц в сутки)

                ß                                           ß                                        ß           

оплодотворенные в           неоплодотворенные          оплодотворенные

крупные ячейки                 в средние ячейки                в мелкие ячейки

 

                                            Из яиц выходят личинки, которых

                ß                                            ß                                           ß

кормят 6 дней маточки-    кормят пергой и медом        кормят 2-3 дня маточки-

ным  молочком, затем                                                       ным молочком, потом пер-

пергой (личинка плавает                                                  гой и медом

в ячейке, заполненной

маточкиным молочком,

заглатывая  корм)

 

              ß                                              ß                                              ß

После нескольких дней кормления рабочие пчелы запечатывают ячейки воздухонепроницаемой пленкой, где все личинки превращаются в  К У К О Л К И.

 

              ß                                             ß                                                 ß    

Через 16-17 дней                       Через 24 дня                            Через 21 день

                                     п о с л е      о т к л а д к и     я и ц                 

 

 

       ß                                                   ß                                               ß

  матки                                           трутни                            рабочие пчелы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 7.

 

«Скажи мне, кто твой друг?» Бывает луковый мед?

Опыление.

Первые описания медоносных растений сделаны древнегреческими учеными и философами Аристотелем и Феофрастом в IV веке до н.э. В России издавна известны гречишный и липовый меды, названия которых дают точное указание на медоносные растения, с которых они собраны. В настоящее время  в нашей стране произрастает свыше 1000 видов медоносных растений, которые ежегодно выделяют многие тысячи тонн нектара. Среди них: ива белая, клен, акация, жимолость, вереск, облепиха, орешник, ольха, иван-чай, яблоня, вишня, слива, смородина, малина, ежевика, лук, василек, бодяк и др.

С помощью опыления значительно повышается урожайность некоторых культур: гречихи – на 25 – 30% и более, подсолнечника – на 30-35%, клевера – на 65%, горчицы – на 30-50%.  

 

Задание 8.

История пчеловодства.

Пчеловодством люди занимаются издавна. В России мед и воск были одними из главных предметов торговли. Первые правительственные указы по пчеловодству относятся ко времени царствования Петра I.

В истории пчеловодства можно выделить четыре характерных периода.

I.Охота за дикими пчелами. Пчеловод – охотник ограничивался небольшими знаниями и навыками: как найти дупло с пчелами, как предохранить себя от ужалений, как добраться до гнезда и вырезать соты с содержащимися в  них воском и медом. В этот период люди уже умели пользоваться дымом как средством усмирения пчел.

II. Бортевое пчеловодство возникло в результате накопления людьми знаний о жизни пчел. Человек уже сам выдалбливал в дереве искусственное дупло (борть) и ожидал его заселения насекомыми, отбирал из гнезд только излишки меда, подрезая соты, был заинтересован в сохранении семьи, защищал борть от куниц, медведей и др. врагов. Таким образом, пчеловод начал вкладывать в это дело определенный труд.

III. Колодное пчеловодство появилось, когда люди начали выдалбливать борть не в целом дереве, а в его обрубке – колоде. Сначала колоды поднимали на деревья, а затем стали располагать на очищенных от леса площадках – колодных пасеках. С этого времени пчеловодство развивается как отрасль сельского хозяйства.

IV. Современное пчеловодство связано с тремя открытиями.

1) В 1814 году украинский пчеловод П.И. Прокопович изобрел разборной рамочный улей. В результате пчеловоды получили возможность осматривать и переставлять соты, воздействовать на пчелиную семью.

2) Немецкий пчеловод Меринг, наблюдая за строительством сотов в улье, заметил, что пчелы сначала строят из воска полоску для донышек с ячеек, а затем уже надстраивают стенки ячеек. Это навело на мысль давать пчелам готовые тонкие листки из воска с выгравированными на них шестиугольными донышками ячеек. Так в 1857 году возникла искусственная вощина, которая позволила пчеловоду регулировать строительство пчелиных и трутневых ячеек и ограничивать размножение трутней.

3) В 1865 году чешский пчеловод Грушка изобрел медогонку, которая дала возможность извлекать мед из сотов, не повреждая их.

Богатые источники медосбора в России создают условия для развития пчеловодства, которое развивается в трех направлениях: медово – товарном, медово – опыленческом и опыленческо – медовом.   Как это понимаете?  

 

 

 

1. “Кто-кто в теремочке живет?” Какие функции выполняет?

2. “Где клад зарыт?” Откуда пчелы берут пчелиный яд и воск?

3. “Где клад зарыт?” Откуда пчелы берут мед и маточкино молочко?

4-5 “Что есть что?” Перга и прополис – “тайны пчелиного двора”.

6. Такие разные! Откуда?

7. “Скажи мне, кто твой друг?” Бывает луковый мед?

8. История пчеловодства.