Глюкоза ее строение и свойства.

Категория: 10 класс
Опубликовано 01.08.2013 09:29
Автор: Семёнова М.А.
Просмотров: 4934

Тема урока: «Глюкоза, ее строение и свойства».

Тип урока: Урок сообщения и усвоения новых знаний.

Форма проведения: исследовательская лабораторная работа

Цель урока:  В ходе лабораторных исследований установить особенности строения углеводов как класса кислородосодержащих органических соединениях на примере глюкозы.

Задачи:

  1. Научить школьников находить взаимосвязь между свойствами и строением углеводов.
  2. Продолжить совершенствование опытно-экспериментальных умений и навыков учащихся.
  3. Расширить кругозор учащихся об углеводах.

Педагогические технологии: проблемно - развивающее обучение, мозговой штурм, игровая деятельность, исследовательская деятельность, элементы развития критического мышления.

Оборудование урока:

    • Реактивы: СuSO,  NaOH,  AgO, глюкоза (кристаллическая),                    раствор глюкозы.
    • Шаростержневые модели молекул.

 

«Единственный путь, ведущий

к знанию – это деятельность»

Б. Шоу

Структура урока.

  1. Организационный момент -3 минуты.
  2. Введение. Работа с терминами.- 6 минуты.
  3. Основная часть урока – исследование. -27 минут.
  4. Домашнее задание.-1 минута.
  5. Оценочно-рефлекторный этап.- 3 минуты

 

1.Организационный момент.

Ознакомление учащихся с темой и дидактической целью урока.

Учитель: Сегодня мы на 40 минут станем исследователями. У нас работает 5 экспертных исследовательских групп. Цель – в ходе экспериментальной работы исследовать строение и свойства одного из углеродов.

Оценка работы учащихся на уроке – самооценка, - работа с оценочной таблицей.

 

2. Введение.

 

Учитель: Мы начинаем изучение класса органических соединений, который называется – углеводы.

Всем на радость нам природа

Подарила углеводы

Мы без них как без воды

И ни туды и ни сюды!

- Что вам известно об углеводах из курса биологии? Что вы знаете о нахождении углеводов в природе и их значении?

- Что обозначает термин – углеводы? Как его можно расшифровать? Почему класс этих веществ получил такое название?

- Какие углеводы вы знаете? На какие группы можно поделить углеводы по составу и свойствам?

 Повторение знаний об углеводах, приобретенные на уроках биологии (по 1 ответу от каждой группы по очереди).

 

3. Основная часть урока – Проведение лабораторного исследования по изучению особенностей строения и свойств глюкозы.

Глюкоза – «знакомая незнакомка» с химической формулой CHO.

Сахароза, рибоза, фруктоза, лактоза

Углеводов всех не счесть

Главная средь них Глюкоза

И о ней пойдет здесь речь

Задание группам: за 3 минуты вы вспомните, чем же она вам знакома

(кто больше вспомнит!). Работа проходит в форме мозгового штурма.

Обсуждение результатов работы учащихся.

 

Вопрос: А чем же она нам не знакома?

               По классификации какое это соединение?

               А по строению?

Постановка проблемы:

Если глюкоза кислородосодержащее соединение, то какие функциональные группы могут содержаться в ее молекуле?

Вот вопрос попался сложный

Пусть нам химия поможет

Сейчас проведем эксперимент

И разгадаем все в момент.

Сегодня в ходе нашей исследовательской работы мы и попробуем разгадать все ее тайны.

 

4.  Работа с исследовательской таблицей

Теоретический анализ

Прогнозирование

Эксперимент

Выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель напоминает о соблюдении правил техники безопасности.

Задание для группы №1. Исследовать физические свойства глюкозы – цвет, запах, вкус, растворимость в воде.

Данные исследования занести в таблицу и кратко доложить.

 

Задание для группы №2. Исследовать действие раствора глюкозы на индикаторы (ГЛЮКОЗА раствор + МЕТИЛОРАНЖ)

Данные исследования занести в таблицу и кратко доложить.

 

Задание для группы №3. Исследовать принадлежность глюкозы к многоатомным спиртам.

Проделать реакцию: (CuSO+ NaOH à)

Глюкоза (раствор) + Cu(OH) à

Соблюдайте правила предосторожности при работе с едкими веществами – щелочами.

Данные исследования занести в таблицу и кратко доложить.

 

Задание для группы №4. Исследовать принадлежность глюкозы к альдегидам с помощью реакции «серебряного зеркала»: раствор глюкозы + AgO    

Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, что бы открытый конец ее был направлен в сторону и от самого себя и от соседей.

Данные исследования занести в таблицу и кратко доложить.

 

Задание для группы №5. Провести исследование на наличии в глюкозе альдегидной группы с помощью Cu(OH).

CuSO + NaOHà  Глюкоза (раствор) + Cu(OH)       

Данные исследования занести в таблицу и кратко доложить.

 

Делаем общий вывод: Глюкоза – это альдегид и одновременно многоатомный спирт, т.е. альдегидоспирт.

 

Учитель: Зная строение глюкозы, мы сможем построить модель ее молекулы.

 

Задание для всех групп:

Используя шаростержневые наборы, постройте модель молекулы глюкозы.

Учитель: Вот теперь вы эту таинственную незнакомку держите в руках.

С веществами чтоб дружить

Надо химию учить

Кто науку эту знает

О веществах все разгадает.

 

  1. Домашнее задание (дифференцировано по группам):

№1. Используя текст параграфа и дополнительную литературу, опишите химические свойства глюкозы, как альдегида – реакции окисления.

№2. Используя текст параграфа и дополнительную литературу, опишите химические свойства глюкозы, как альдегида – реакции восстановления.

№3. Используя текст параграфа и дополнительную литературу, опишите химические свойства глюкозы, как многоатомного спирта.

№4. Используя текст параграфа и дополнительную литературу, опишите особые химические свойства глюкозы.

№5. Используя текст параграфа и дополнительную литературу, опишите получение глюкозы.

 

  1. Подведение итогов урока.

- Что было сегодня необычного на уроке?

- На сколько вам было комфортно на уроке? С чем это связано?

- Что вы взяли для себя с данного урока?

- С какими трудностями вы сегодня встретились?

Учитель комментирует работу групп на уроке, выставляет оценки и заносит их в журнал.

 

Список используемой литературы:

  1. Габриэлян О. С.: учебник для 10 класса. М. Просвещение, 2004.
  2. Дмитров Е. Н. Познавательные задачи по органической химии и их решения. Тула: “Арктоус”, 1998.
  3. Габриэлян О. С. , И.Г. Остроумов Настольная книга учителя химии. 10 класс. М. «Блик и К» 2001.
  4. Габриэлян О. С. , И.Г. Остроумов Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. М.Дрофа, 2003.
  5. Журнал химия в школе, 2002 № 5.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Инструктивная карточка

Группа №1             Тема урока: «Глюкоза, ее строение и свойства».

 

«Единственный путь, ведущий

к знанию – это деятельность»

Б. Шоу

1. Подумайте и ответьте на вопросы:

- Что вам известно об углеводах из курса биологии? Что вы знаете о нахождении углеводов в природе и их значении?

- Что обозначает термин – углеводы? Как его можно расшифровать? Почему класс этих веществ получил такое название?

- Какие углеводы вы знаете? На какие группы можно поделить углеводы по составу и свойствам?

2. Глюкоза – «знакомая незнакомка» с химической формулой CHO.

Постановка проблемы:

Если глюкоза кислородосодержащее соединение, то какие функциональные группы могут содержаться в ее молекуле?

Сегодня в ходе нашей исследовательской работы мы и попробуем разгадать все ее тайны.

 

Теоретический анализ

Прогнозирование

Выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание для группы №1. Исследовать физические свойства глюкозы – цвет, запах, вкус, растворимость в воде.

Данные исследования занести в таблицу и кратко доложить.

 

3. Используя шаростержневые наборы, постройте модель молекулы глюкозы.

4. Домашнее задание:

Используя текст параграфа и дополнительную литературу, опишите химические свойства глюкозы, как альдегида – реакции окисления.

 

Инструктивная карточка

Группа №2             Тема урока: «Глюкоза, ее строение и свойства».

 

«Единственный путь, ведущий

к знанию – это деятельность»

Б. Шоу

1. Подумайте и ответьте на вопросы:

- Что вам известно об углеводах из курса биологии? Что вы знаете о нахождении углеводов в природе и их значении?

- Что обозначает термин – углеводы? Как его можно расшифровать? Почему класс этих веществ получил такое название?

- Какие углеводы вы знаете? На какие группы можно поделить углеводы по составу и свойствам?

2. Глюкоза – «знакомая незнакомка» с химической формулой CHO.

Постановка проблемы:

Если глюкоза кислородосодержащее соединение, то какие функциональные группы могут содержаться в ее молекуле?

Сегодня в ходе нашей исследовательской работы мы и попробуем разгадать все ее тайны.

Теоретический анализ

Прогнозирование

Эксперимент

Выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание для группы №2. Исследовать действие раствора глюкозы на индикаторы (ГЛЮКОЗА раствор + МЕТИЛОРАНЖ)

Данные исследования занести в таблицу и кратко доложить.

 

3. Используя шаростержневые наборы, постройте модель молекулы глюкозы.

4. Домашнее задание:

Используя текст параграфа и дополнительную литературу, опишите химические свойства глюкозы, как альдегида – реакции восстановления.

Инструктивная карточка

Группа №3             Тема урока: «Глюкоза, ее строение и свойства».

 

«Единственный путь, ведущий

к знанию – это деятельность»

Б. Шоу

1. Подумайте и ответьте на вопросы:

- Что вам известно об углеводах из курса биологии? Что вы знаете о нахождении углеводов в природе и их значении?

- Что обозначает термин – углеводы? Как его можно расшифровать? Почему класс этих веществ получил такое название?

- Какие углеводы вы знаете? На какие группы можно поделить углеводы по составу и свойствам?

2. Глюкоза – «знакомая незнакомка» с химической формулой CHO.

Постановка проблемы:

Если глюкоза кислородосодержащее соединение, то какие функциональные группы могут содержаться в ее молекуле?

Сегодня в ходе нашей исследовательской работы мы и попробуем разгадать все ее тайны.

Теоретический анализ

Прогнозирование

Эксперимент

Выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание для группы №3. Исследовать принадлежность глюкозы к многоатомным спиртам.

Проделать реакцию: (CuSO+ NaOH à)

Глюкоза (раствор) + Cu(OH) à

Соблюдайте правила предосторожности при работе с едкими веществами – щелочами.

Данные исследования занести в таблицу и кратко доложить.

 

3. Используя шаростержневые наборы, постройте модель молекулы глюкозы.

4. Домашнее задание:

Используя текст параграфа и дополнительную литературу, опишите химические свойства глюкозы, как многоатомного спирта.

Инструктивная карточка

Группа №4            Тема урока: «Глюкоза, ее строение и свойства».

 

«Единственный путь, ведущий

к знанию – это деятельность»

Б. Шоу

1. Подумайте и ответьте на вопросы:

- Что вам известно об углеводах из курса биологии? Что вы знаете о нахождении углеводов в природе и их значении?

- Что обозначает термин – углеводы? Как его можно расшифровать? Почему класс этих веществ получил такое название?

- Какие углеводы вы знаете? На какие группы можно поделить углеводы по составу и свойствам?

2. Глюкоза – «знакомая незнакомка» с химической формулой CHO.

Постановка проблемы:

Если глюкоза кислородосодержащее соединение, то какие функциональные группы могут содержаться в ее молекуле?

Сегодня в ходе нашей исследовательской работы мы и попробуем разгадать все ее тайны.

Теоретический анализ

Прогнозирование

Эксперимент

Выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание для группы №4. Исследовать принадлежность глюкозы к альдегидам с помощью реакции «серебряного зеркала»: раствор глюкозы + AgO    

Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, что бы открытый конец ее был направлен в сторону и от самого себя и от соседей.

Данные исследования занести в таблицу и кратко доложить.

 

3. Используя шаростержневые наборы, постройте модель молекулы глюкозы.

4. Домашнее задание:

Используя текст параграфа и дополнительную литературу, опишите особые химические свойства глюкозы.

Инструктивная карточка

Группа № 5            Тема урока: «Глюкоза, ее строение и свойства».

 

«Единственный путь, ведущий

к знанию – это деятельность»

Б. Шоу

1. Подумайте и ответьте на вопросы:

- Что вам известно об углеводах из курса биологии? Что вы знаете о нахождении углеводов в природе и их значении?

- Что обозначает термин – углеводы? Как его можно расшифровать? Почему класс этих веществ получил такое название?

- Какие углеводы вы знаете? На какие группы можно поделить углеводы по составу и свойствам?

2. Глюкоза – «знакомая незнакомка» с химической формулой CHO.

Постановка проблемы:

Если глюкоза кислородосодержащее соединение, то какие функциональные группы могут содержаться в ее молекуле?

Сегодня в ходе нашей исследовательской работы мы и попробуем разгадать все ее тайны.

Теоретический анализ

Прогнозирование

Эксперимент

Выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание для группы №5. Провести исследование на наличии в глюкозе альдегидной группы с помощью Cu(OH).

CuSO + NaOHà  Глюкоза (раствор) + Cu(OH)       

Данные исследования занести в таблицу и кратко доложить.

 

3. Используя шаростержневые наборы, постройте модель молекулы глюкозы.

4. Домашнее задание:

Используя текст параграфа и дополнительную литературу, опишите получение глюкозы.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Таблица индивидуального оценивания группы  № _______

 

Список

участников

Выдвижение идей

Вовлечение товарищей в работу

Оригинальность идей

Умение задавать  вопросы

Умение отвечать на вопросы

Активность в работе

Умение проводить исследования

Соблюдение правил техники безопасности

Общий балл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Таблица группового оценивания.

 

 

 

 

Группа №

Работа

с терминами

 «Углеводы»

Мозговой

 Штурм

 «Известное о неизвестном»

Эксперимент

«Таинственные группы»

Модель

«Глюкоза»

 

 

 

 

Общий

балл

Оригинально

сть

идей

Дополнения

 

Исследовательские умения

Умение сотрудничать

Оригина

льность

идей

Дополнения

 

Исследовательские умения

Умение сотрудничать

Оригина-

льность

идей

Дополнения

 

Исследо

вательские умения

Умение сотрудничать

Техника безопасности

Оригина

льность

идей

Допол-

нения

 

Исследо

вательские умения

Умение сотруд-

ничать

№1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание: Данная таблица, должна быть увеличена, и зафиксирована на доске. Учитель вовремя ответов учащихся, ставит плюсы группам, согласно критериям, к концу урока определяется группа, набравшая наибольшее количество плюсов.