Тема урока: «Глюкоза, ее строение и свойства».
Тип урока: Урок сообщения и усвоения новых знаний.
Форма проведения: исследовательская лабораторная работа
Цель урока: В ходе лабораторных исследований установить особенности строения углеводов как класса кислородосодержащих органических соединениях на примере глюкозы.
Задачи:
Педагогические технологии: проблемно - развивающее обучение, мозговой штурм, игровая деятельность, исследовательская деятельность, элементы развития критического мышления.
Оборудование урока:
«Единственный путь, ведущий
к знанию – это деятельность»
Б. Шоу
Структура урока.
1.Организационный момент.
Ознакомление учащихся с темой и дидактической целью урока.
Учитель: Сегодня мы на 40 минут станем исследователями. У нас работает 5 экспертных исследовательских групп. Цель – в ходе экспериментальной работы исследовать строение и свойства одного из углеродов.
Оценка работы учащихся на уроке – самооценка, - работа с оценочной таблицей.
2. Введение.
Учитель: Мы начинаем изучение класса органических соединений, который называется – углеводы.
Всем на радость нам природа
Подарила углеводы
Мы без них как без воды
И ни туды и ни сюды!
- Что вам известно об углеводах из курса биологии? Что вы знаете о нахождении углеводов в природе и их значении?
- Что обозначает термин – углеводы? Как его можно расшифровать? Почему класс этих веществ получил такое название?
- Какие углеводы вы знаете? На какие группы можно поделить углеводы по составу и свойствам?
Повторение знаний об углеводах, приобретенные на уроках биологии (по 1 ответу от каждой группы по очереди).
3. Основная часть урока – Проведение лабораторного исследования по изучению особенностей строения и свойств глюкозы.
Глюкоза – «знакомая незнакомка» с химической формулой CHO.
Сахароза, рибоза, фруктоза, лактоза
Углеводов всех не счесть
Главная средь них Глюкоза
И о ней пойдет здесь речь
Задание группам: за 3 минуты вы вспомните, чем же она вам знакома
(кто больше вспомнит!). Работа проходит в форме мозгового штурма.
Обсуждение результатов работы учащихся.
Вопрос: А чем же она нам не знакома?
По классификации какое это соединение?
А по строению?
Постановка проблемы:
Если глюкоза кислородосодержащее соединение, то какие функциональные группы могут содержаться в ее молекуле?
Вот вопрос попался сложный
Пусть нам химия поможет
Сейчас проведем эксперимент
И разгадаем все в момент.
Сегодня в ходе нашей исследовательской работы мы и попробуем разгадать все ее тайны.
4. Работа с исследовательской таблицей
Теоретический анализ |
Прогнозирование |
Эксперимент |
Выводы |
|
|
|
|
Учитель напоминает о соблюдении правил техники безопасности.
Задание для группы №1. Исследовать физические свойства глюкозы – цвет, запах, вкус, растворимость в воде.
Данные исследования занести в таблицу и кратко доложить.
Задание для группы №2. Исследовать действие раствора глюкозы на индикаторы (ГЛЮКОЗА раствор + МЕТИЛОРАНЖ)
Данные исследования занести в таблицу и кратко доложить.
Задание для группы №3. Исследовать принадлежность глюкозы к многоатомным спиртам.
Проделать реакцию: (CuSO+ NaOH à)
Глюкоза (раствор) + Cu(OH) à
Соблюдайте правила предосторожности при работе с едкими веществами – щелочами.
Данные исследования занести в таблицу и кратко доложить.
Задание для группы №4. Исследовать принадлежность глюкозы к альдегидам с помощью реакции «серебряного зеркала»: раствор глюкозы + AgO
Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, что бы открытый конец ее был направлен в сторону и от самого себя и от соседей.
Данные исследования занести в таблицу и кратко доложить.
Задание для группы №5. Провести исследование на наличии в глюкозе альдегидной группы с помощью Cu(OH).
CuSO + NaOHà Глюкоза (раствор) + Cu(OH)
Данные исследования занести в таблицу и кратко доложить.
Делаем общий вывод: Глюкоза – это альдегид и одновременно многоатомный спирт, т.е. альдегидоспирт.
Учитель: Зная строение глюкозы, мы сможем построить модель ее молекулы.
Задание для всех групп:
Используя шаростержневые наборы, постройте модель молекулы глюкозы.
Учитель: Вот теперь вы эту таинственную незнакомку держите в руках.
С веществами чтоб дружить
Надо химию учить
Кто науку эту знает
О веществах все разгадает.
№1. Используя текст параграфа и дополнительную литературу, опишите химические свойства глюкозы, как альдегида – реакции окисления.
№2. Используя текст параграфа и дополнительную литературу, опишите химические свойства глюкозы, как альдегида – реакции восстановления.
№3. Используя текст параграфа и дополнительную литературу, опишите химические свойства глюкозы, как многоатомного спирта.
№4. Используя текст параграфа и дополнительную литературу, опишите особые химические свойства глюкозы.
№5. Используя текст параграфа и дополнительную литературу, опишите получение глюкозы.
- Что было сегодня необычного на уроке?
- На сколько вам было комфортно на уроке? С чем это связано?
- Что вы взяли для себя с данного урока?
- С какими трудностями вы сегодня встретились?
Учитель комментирует работу групп на уроке, выставляет оценки и заносит их в журнал.
Список используемой литературы:
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Инструктивная карточка
Группа №1 Тема урока: «Глюкоза, ее строение и свойства».
«Единственный путь, ведущий
к знанию – это деятельность»
Б. Шоу
1. Подумайте и ответьте на вопросы:
- Что вам известно об углеводах из курса биологии? Что вы знаете о нахождении углеводов в природе и их значении?
- Что обозначает термин – углеводы? Как его можно расшифровать? Почему класс этих веществ получил такое название?
- Какие углеводы вы знаете? На какие группы можно поделить углеводы по составу и свойствам?
2. Глюкоза – «знакомая незнакомка» с химической формулой CHO.
Постановка проблемы:
Если глюкоза кислородосодержащее соединение, то какие функциональные группы могут содержаться в ее молекуле?
Сегодня в ходе нашей исследовательской работы мы и попробуем разгадать все ее тайны.
Теоретический анализ |
Прогнозирование |
Выводы |
|
|
|
Задание для группы №1. Исследовать физические свойства глюкозы – цвет, запах, вкус, растворимость в воде.
Данные исследования занести в таблицу и кратко доложить.
3. Используя шаростержневые наборы, постройте модель молекулы глюкозы.
4. Домашнее задание:
Используя текст параграфа и дополнительную литературу, опишите химические свойства глюкозы, как альдегида – реакции окисления.
Инструктивная карточка
Группа №2 Тема урока: «Глюкоза, ее строение и свойства».
«Единственный путь, ведущий
к знанию – это деятельность»
Б. Шоу
1. Подумайте и ответьте на вопросы:
- Что вам известно об углеводах из курса биологии? Что вы знаете о нахождении углеводов в природе и их значении?
- Что обозначает термин – углеводы? Как его можно расшифровать? Почему класс этих веществ получил такое название?
- Какие углеводы вы знаете? На какие группы можно поделить углеводы по составу и свойствам?
2. Глюкоза – «знакомая незнакомка» с химической формулой CHO.
Постановка проблемы:
Если глюкоза кислородосодержащее соединение, то какие функциональные группы могут содержаться в ее молекуле?
Сегодня в ходе нашей исследовательской работы мы и попробуем разгадать все ее тайны.
Теоретический анализ |
Прогнозирование |
Эксперимент |
Выводы |
|
|
|
|
Задание для группы №2. Исследовать действие раствора глюкозы на индикаторы (ГЛЮКОЗА раствор + МЕТИЛОРАНЖ)
Данные исследования занести в таблицу и кратко доложить.
3. Используя шаростержневые наборы, постройте модель молекулы глюкозы.
4. Домашнее задание:
Используя текст параграфа и дополнительную литературу, опишите химические свойства глюкозы, как альдегида – реакции восстановления.
Инструктивная карточка
Группа №3 Тема урока: «Глюкоза, ее строение и свойства».
«Единственный путь, ведущий
к знанию – это деятельность»
Б. Шоу
1. Подумайте и ответьте на вопросы:
- Что вам известно об углеводах из курса биологии? Что вы знаете о нахождении углеводов в природе и их значении?
- Что обозначает термин – углеводы? Как его можно расшифровать? Почему класс этих веществ получил такое название?
- Какие углеводы вы знаете? На какие группы можно поделить углеводы по составу и свойствам?
2. Глюкоза – «знакомая незнакомка» с химической формулой CHO.
Постановка проблемы:
Если глюкоза кислородосодержащее соединение, то какие функциональные группы могут содержаться в ее молекуле?
Сегодня в ходе нашей исследовательской работы мы и попробуем разгадать все ее тайны.
Теоретический анализ |
Прогнозирование |
Эксперимент |
Выводы |
|
|
|
|
Задание для группы №3. Исследовать принадлежность глюкозы к многоатомным спиртам.
Проделать реакцию: (CuSO+ NaOH à)
Глюкоза (раствор) + Cu(OH) à
Соблюдайте правила предосторожности при работе с едкими веществами – щелочами.
Данные исследования занести в таблицу и кратко доложить.
3. Используя шаростержневые наборы, постройте модель молекулы глюкозы.
4. Домашнее задание:
Используя текст параграфа и дополнительную литературу, опишите химические свойства глюкозы, как многоатомного спирта.
Инструктивная карточка
Группа №4 Тема урока: «Глюкоза, ее строение и свойства».
«Единственный путь, ведущий
к знанию – это деятельность»
Б. Шоу
1. Подумайте и ответьте на вопросы:
- Что вам известно об углеводах из курса биологии? Что вы знаете о нахождении углеводов в природе и их значении?
- Что обозначает термин – углеводы? Как его можно расшифровать? Почему класс этих веществ получил такое название?
- Какие углеводы вы знаете? На какие группы можно поделить углеводы по составу и свойствам?
2. Глюкоза – «знакомая незнакомка» с химической формулой CHO.
Постановка проблемы:
Если глюкоза кислородосодержащее соединение, то какие функциональные группы могут содержаться в ее молекуле?
Сегодня в ходе нашей исследовательской работы мы и попробуем разгадать все ее тайны.
Теоретический анализ |
Прогнозирование |
Эксперимент |
Выводы |
|
|
|
|
Задание для группы №4. Исследовать принадлежность глюкозы к альдегидам с помощью реакции «серебряного зеркала»: раствор глюкозы + AgO
Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, что бы открытый конец ее был направлен в сторону и от самого себя и от соседей.
Данные исследования занести в таблицу и кратко доложить.
3. Используя шаростержневые наборы, постройте модель молекулы глюкозы.
4. Домашнее задание:
Используя текст параграфа и дополнительную литературу, опишите особые химические свойства глюкозы.
Инструктивная карточка
Группа № 5 Тема урока: «Глюкоза, ее строение и свойства».
«Единственный путь, ведущий
к знанию – это деятельность»
Б. Шоу
1. Подумайте и ответьте на вопросы:
- Что вам известно об углеводах из курса биологии? Что вы знаете о нахождении углеводов в природе и их значении?
- Что обозначает термин – углеводы? Как его можно расшифровать? Почему класс этих веществ получил такое название?
- Какие углеводы вы знаете? На какие группы можно поделить углеводы по составу и свойствам?
2. Глюкоза – «знакомая незнакомка» с химической формулой CHO.
Постановка проблемы:
Если глюкоза кислородосодержащее соединение, то какие функциональные группы могут содержаться в ее молекуле?
Сегодня в ходе нашей исследовательской работы мы и попробуем разгадать все ее тайны.
Теоретический анализ |
Прогнозирование |
Эксперимент |
Выводы |
|
|
|
|
Задание для группы №5. Провести исследование на наличии в глюкозе альдегидной группы с помощью Cu(OH).
CuSO + NaOHà Глюкоза (раствор) + Cu(OH)
Данные исследования занести в таблицу и кратко доложить.
3. Используя шаростержневые наборы, постройте модель молекулы глюкозы.
4. Домашнее задание:
Используя текст параграфа и дополнительную литературу, опишите получение глюкозы.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Таблица индивидуального оценивания группы № _______
Список участников |
Выдвижение идей |
Вовлечение товарищей в работу |
Оригинальность идей |
Умение задавать вопросы |
Умение отвечать на вопросы |
Активность в работе |
Умение проводить исследования |
Соблюдение правил техники безопасности |
Общий балл |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Таблица группового оценивания.
Группа № |
Работа с терминами «Углеводы» |
Мозговой Штурм «Известное о неизвестном» |
Эксперимент «Таинственные группы» |
Модель «Глюкоза» |
Общий балл |
|||||||||||||
Оригинально сть идей |
Дополнения
|
Исследовательские умения |
Умение сотрудничать |
Оригина льность идей |
Дополнения
|
Исследовательские умения |
Умение сотрудничать |
Оригина- льность идей |
Дополнения
|
Исследо вательские умения |
Умение сотрудничать |
Техника безопасности |
Оригина льность идей |
Допол- нения
|
Исследо вательские умения |
Умение сотруд- ничать |
||
№1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание: Данная таблица, должна быть увеличена, и зафиксирована на доске. Учитель вовремя ответов учащихся, ставит плюсы группам, согласно критериям, к концу урока определяется группа, набравшая наибольшее количество плюсов.