Моль-мера количества вещества. Интегрированный урок.

Категория: 8 класс
Опубликовано 19.10.2011 12:44
Автор: Семёнова М.А.
Просмотров: 5455

Интегрированный урок   химия, математика с ИКТ: Моль – мера количества вещества.

 

Задачи урокаОбразовательная: познакомить учащихся с единицей количества вещества- моль, научить пользоваться понятием «количество вещества», моль число Авогадро, молярная масса.

Развивающая: научить приемам сравнения и обобщения изучаемых понятий; уметь использовать при химических расчетах некоторые физические величины.

Ход урока:

I. Оргмомент.

1. Актуализация знаний 

Опрос по теме: « металлы и неметаллы»

1. по каким свойствам могут отличаться друг от друга металлы и неметаллы?

2. сколько элементов всего в периодической системе?

3. сколько из них металлов?

4. сколько из них неметаллов?

5. перечислите физические свойства металлов

6. перечислите физические свойства неметаллов

7. Аллотропия

8. примеры аллотропных модификаций     (Ои О3; алмаз и графит; белый и красный фосфор)

9. причины аллотропии     (разл. Строение кристаллических решеток)

10. найдите Ar(Al), Ar(Fe), Ar(Ag), Ar(S), Ar(C),

 

2. Самостоятельная работа по теме « металлы и неметаллы»

Из приведенного перечня выпишите только те свойства, которые характерны для:                                                     

I. Вариант    для Металлов                          II. Вариант     для Неметаллов

1.      Агрегатное состояние: твердое

2.      Газообразные

3.      Жидкие

4.      Электропроводны

5.      В твердом состоянии хрупкие

6.      Пластичные

7.      Имеют металлический блеск

8.      Не имеют металлического блеска

9.      Нетеплопроводные

10.  Ковкие

Ответы: I.Вариант : 1,4,6,7,10                                    II.Вариант: 2,3,5,8,9

 

II.  Работа над новой темой

1.Создание проблемной ситуации и обсуждение ее.

На покровное стекло я нанесла пипеткой каплю воды. Пересчитайте все молекулы в ней.

Сообщение, что в капле воды содержится 2,3 · 1021 молекул. Число это очень большое, поэтому молекулы необходимо считать партиями.

 Как считают яйца в магазине? — Десятками,

— Как считал Чингисхан своё многочисленное войско? — За единицу отсчёта была принята тьма — 10 000 воинов.

Объяснение обучающимся, что для пересчёта микрочастиц, например молекул, 10000 - слишком малое число, если в маленькой капельке воды содержится невообразимо большое число молекул — примерно 2300 миллиардов миллиардов. В качестве единицы измерения выбрано число частиц, которое составляет такое количество вещества, которое ощущается органами чувств. Его можно увидеть, взвесить, с ним можно проводить реакции. Это число примерно равно 6 ·1023 и оно носит название постоянной Авогадро:

 

NА = 6·1023 г/моль

Обращаем внимание ребят на размерность постоянной Авогадро, так как она понадобится при решении задач. Объясняем, что размерность говорит о том, что данное число частиц (молекул, атомов и др.), обозначенных единицей, находится в одном моле вещества.

Знакомство с количеством вещества и единицей её измерения. В таблицу добавляются сведения о новой физической величине.

Как отмерять 1 моль вещества? — Наполняем столовую ложку водой и выливаем в химический стакан. Сообщаем, что это будет примерно один моль воды. Добавляем в стакан ещё одну ложку воды.

— Сколько молей теперь находится в стакане? — Два моль. Прибавим ещё одну ложку воды.

—  Какое количество воды находится в стакане? — Три моль.

— Сколько молекул содержится в воде, находящейся в стакане? — 18 · 1023 молекул.               2.Запись в тетрадь

Тема: Моль – мера количества вещества.

|  Количество вещества n выражается в Молях

| Моль это количество любого вещества (сложного или простого) содержащего  6,02 1023 структурных частиц (атомов или молекул) .

  6,02 1023  -  число Авогадро (NA)

        NA= 6,02 1023    

Учитель математики: обратите внимание на число Авогадро 6,02 1023. Данное число представлено в стандартном виде.  т.е.  a 10n. С такими числами мы с вами работали в 7 классе. Умножали и делили их, применяя свойства степени с целым показателем. Сегодня на уроке вы будете применять ранее полученные знания к решению задач на нахождение количества вещества, определение числа молекул  в химическом веществе, применяя следующие химические формулы.   n = N / NA          и         NA = N / n       и          N = N А n

Здесь вам понадобятся умения находить неизвестные элементы при делении: делитель, делимое.

|  Масса 1 моль вещества называется его молярной массой и обозначается буквой М, она численно ровна молекулярной массе вещества Мr .

И так численно  Мr = M                   Мr (Н2О) = 18  => М (Н2О) = 18 г/моль    

                                                М = m / n

следовательно             m = M n        и         n = m / M

Еденица измерения  М  : г/моль ;  кг/кмоль  ;  мг/ммоль        

Вспомним как определяется относительная молекулярная масса  веществ:                                                     Mr(H2SO4),  Mr (Ca(OH)2,  Mr (Al2(CO3)3           (она = молярной массе М)

            M(H2SO4) = 1 2+32+16 4 = 98 )

                 (M(Ca(OH)2 = 40+(16+1) 2 = 74 )

                (Mr (Al2(CO3)3 = 27 2+(12+16 3) 3 = 234 )               

Решить задачи

1.       Сколько молекул содержится в 36г воды Н2О ?

Дано: m(HO)=34г                Решение

Найти: N -?                            N = N А n  ;    n = m / M

 

 

2.      Найти массу 15 ∙1023 молекул азота.

Дано: N(N2) = 15∙ 1023                       Решение

Найти: m -?                            m = M n  ;       n = N / NA         

 

                                        

III. Подведение итога урока.

IV. Домашнее задание:  придумать расчетные задачи.