Интегрированный урок химия, математика с ИКТ: Моль – мера количества вещества.
Задачи урока: Образовательная: познакомить учащихся с единицей количества вещества- моль, научить пользоваться понятием «количество вещества», моль число Авогадро, молярная масса.
Развивающая: научить приемам сравнения и обобщения изучаемых понятий; уметь использовать при химических расчетах некоторые физические величины.
Ход урока:
I. Оргмомент.
1. Актуализация знаний
Опрос по теме: « металлы и неметаллы» |
1. по каким свойствам могут отличаться друг от друга металлы и неметаллы? |
2. сколько элементов всего в периодической системе? |
3. сколько из них металлов? |
4. сколько из них неметаллов? |
5. перечислите физические свойства металлов |
6. перечислите физические свойства неметаллов |
7. Аллотропия |
8. примеры аллотропных модификаций (О2 и О3; алмаз и графит; белый и красный фосфор) |
9. причины аллотропии (разл. Строение кристаллических решеток) |
10. найдите Ar(Al), Ar(Fe), Ar(Ag), Ar(S), Ar(C), |
2. Самостоятельная работа по теме « металлы и неметаллы»
Из приведенного перечня выпишите только те свойства, которые характерны для:
I. Вариант для Металлов II. Вариант для Неметаллов
1. Агрегатное состояние: твердое
2. Газообразные
3. Жидкие
4. Электропроводны
5. В твердом состоянии хрупкие
6. Пластичные
7. Имеют металлический блеск
8. Не имеют металлического блеска
9. Нетеплопроводные
10. Ковкие
Ответы: I.Вариант : 1,4,6,7,10 II.Вариант: 2,3,5,8,9
II. Работа над новой темой
1.Создание проблемной ситуации и обсуждение ее.
На покровное стекло я нанесла пипеткой каплю воды. Пересчитайте все молекулы в ней.
Сообщение, что в капле воды содержится 2,3 · 1021 молекул. Число это очень большое, поэтому молекулы необходимо считать партиями.
— Как считают яйца в магазине? — Десятками,
— Как считал Чингисхан своё многочисленное войско? — За единицу отсчёта была принята тьма — 10 000 воинов.
Объяснение обучающимся, что для пересчёта микрочастиц, например молекул, 10000 - слишком малое число, если в маленькой капельке воды содержится невообразимо большое число молекул — примерно 2300 миллиардов миллиардов. В качестве единицы измерения выбрано число частиц, которое составляет такое количество вещества, которое ощущается органами чувств. Его можно увидеть, взвесить, с ним можно проводить реакции. Это число примерно равно 6 ·1023 и оно носит название постоянной Авогадро:
NА = 6·1023 г/моль
Обращаем внимание ребят на размерность постоянной Авогадро, так как она понадобится при решении задач. Объясняем, что размерность говорит о том, что данное число частиц (молекул, атомов и др.), обозначенных единицей, находится в одном моле вещества.
Знакомство с количеством вещества и единицей её измерения. В таблицу добавляются сведения о новой физической величине.
Как отмерять 1 моль вещества? — Наполняем столовую ложку водой и выливаем в химический стакан. Сообщаем, что это будет примерно один моль воды. Добавляем в стакан ещё одну ложку воды.
— Сколько молей теперь находится в стакане? — Два моль. Прибавим ещё одну ложку воды.
— Какое количество воды находится в стакане? — Три моль.
— Сколько молекул содержится в воде, находящейся в стакане? — 18 · 1023 молекул. 2.Запись в тетрадь
Тема: Моль – мера количества вещества.
| Количество вещества n выражается в Молях
| Моль это количество любого вещества (сложного или простого) содержащего 6,02 1023 структурных частиц (атомов или молекул) .
6,02 1023 - число Авогадро (NA)
NA= 6,02 1023
Учитель математики: обратите внимание на число Авогадро 6,02 1023. Данное число представлено в стандартном виде. т.е. a 10n. С такими числами мы с вами работали в 7 классе. Умножали и делили их, применяя свойства степени с целым показателем. Сегодня на уроке вы будете применять ранее полученные знания к решению задач на нахождение количества вещества, определение числа молекул в химическом веществе, применяя следующие химические формулы. n = N / NA и NA = N / n и N = N А n
Здесь вам понадобятся умения находить неизвестные элементы при делении: делитель, делимое.
| Масса 1 моль вещества называется его молярной массой и обозначается буквой М, она численно ровна молекулярной массе вещества Мr .
И так численно Мr = M Мr (Н2О) = 18 => М (Н2О) = 18 г/моль
М = m / n
следовательно m = M n и n = m / M
Еденица измерения М : г/моль ; кг/кмоль ; мг/ммоль
Вспомним как определяется относительная молекулярная масса веществ: Mr(H2SO4), Mr (Ca(OH)2, Mr (Al2(CO3)3 (она = молярной массе М)
( Mr (H2SO4) = 1 2+32+16 4 = 98 )
(Mr (Ca(OH)2 = 40+(16+1) 2 = 74 )
(Mr (Al2(CO3)3 = 27 2+(12+16 3) 3 = 234 )
Решить задачи
1. Сколько молекул содержится в 36г воды Н2О ?
Дано: m(H2 O)=34г Решение
Найти: N -? N = N А n ; n = m / M
2. Найти массу 15 ∙1023 молекул азота.
Дано: N(N2) = 15∙ 1023 Решение
Найти: m -? m = M n ; n = N / NA
III. Подведение итога урока.
IV. Домашнее задание: придумать расчетные задачи.