Спирты.

Категория: 9 класс
Опубликовано 14.05.2013 12:27
Автор: Семёнова М.А.
Просмотров: 4817

Тема урока: «Спирты»

Цели урока:

1. Обучающие: добиться усвоения понятия «спирты»; сформировать знания о составе, строении, номенклатуре спиртов, физиологическом воздействии на организм, физических и химических свойствах, способах получения, областях применения.

2. Развивающие: формировать умение делать выводы, сравнивать, работать с источниками информации (учебник, таблица, схема), высказывать суждения по изучаемым вопросам.

3.Воспитательные: формировать умение находить пути решения проблемных ситуаций, обосновывать свое решение адекватно поставленной проблеме.

Тип урока: комбинированный с использованием технологии проектного обучения. Методы: проблемный, проектный. фронтальная, групповая, парная.

Материалы и оборудование: инструктивные карты, дистиллированная вода, этиловый спирт, глицерин, этиленгликоль, гидроксид натрия, сульфат меди (II), спиртовка, зажим. План урока: 1. Понятие «спирты», их состав, строение, номенклатура. 2. Физические и химические свойства спиртов. 3. Физиологическое действие спиртов на организм. 4. Способы получения и применение.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала: • Что такое углеводороды? Ответ учащихся: Углеводороды - органические соединения, состоящие из углерода и водорода. • Какие классы углеводородов вы изучили? Ответ: Предельные (насыщенные) и непредельные (ненасыщенные) углеводороды. • Чем они отличаются друг от друга? Ответ: Насыщенные углеводороды содержат все одинарные (С-С) связи между атомами углерода. Ненасыщенные одну двойную (С=С) или тройную (С≡С) связь между двумя атомами углерода. • Какие вещества называются гомологами? Ответ: Гомологи - вещества, сходные по строению и химическим свойствам, но отличающиеся друг от друга на одну или несколько групп СН2. • Какие вещества называются изомерами? Ответ: Изомеры – вещества, имеющие одинаковый состав, но разное пространственное строение. Функциональная группа- атом или группа атомов, от которых зависят свойства вещества.

III. Изучение нового материала. На сегодняшнем уроке мы с вами должны познакомиться и выяснить отличительные особенности, а также некоторые химические свойства одного из важнейших классов органических веществ – спиртов. Если заменить атом водорода в углеродной цепи на какую-либо функциональную группу, получаются производные углеводородов. Задание: ученик у доски Напишите структурную формулу метана, этана и один атом водорода замените на -ОН группу. Напишите структурную формулу этана, пропана и замените около каждого атома углерода один атом водорода на -ОН группу. Вопросы: 1. Какие вещества получились? (СН3 – ОН, СН3 – СН2 – ОН, СН2ОН-СН2ОН, СН2ОН-СНОН-СН2ОН) 2. Как назвать класс получившихся веществ? (спирты) 3. Как можно отличить спирты от других классов органических веществ? (по ОН- группе) 4. Какое определение спиртов вы можете предложить? Вместе с учащимися формулируется определение спиртов: Спирты – органические вещества, в молекулах которых содержится одна или несколько гидроксогрупп (ОН). Функциональная группа- атом или группа атомов, от которых зависят свойства вещества. Вопрос: Чем отличаются полученные формулы спиртов друг от друга? Ответ учащихся: Количеством ОН- групп. Спирты подразделяются на несколько групп в зависимости от количества гидроксильных групп в молекуле. Классификация спиртов по числу гидроксильных групп: • одноатомные (одна группа - ОН), • многоатомные (две и более групп - ОН) Вопрос: Можно вывести общую формулу одноатомных и многоатомных спиртов? R-OH - общая формула одноатомных спиртов. R-(OH)n- общая формула многоатомных спиртов. Далее на доске вместе с учащимися составляется схема, отражающая классификацию спиртов, систематическую и тривиальную номенклатуру: Спирты Одноатомные Многоатомные ( одна ОН группа) (две и более ОН групп) R-OH R-(OH)n СН3 – ОН (метанол, древесный спирт) СН2ОН-СН2ОН (этандиол-1,2, этиленгликоль) СН3 – СН2 – ОН (этанол, винный спирт) СН2ОН-СНОН-СН2ОН (пропантриол-1,2,3, глицерин) Схему ученики заносят в рабочую тетрадь.

Для дальнейшего изучения темы спирты делимся на мини проектные группы, результатом работы мини группы будет опорный конспект, собрав их вместе мы получим информационную модель отражающую тему урока, что и будет нашим коллективным проектом. Но сначала, ребята понаблюдайте за демонстрационными опытами. Для дальнейшего изучения спиртов учащиеся делятся на проектные группы, раздаются инструктивные карты. В группе определяют аналитиков, теоретиков, докладчиков. Результатом работы будет мини конспект, оформленный на отдельном листе информационная модель. На работу отводится 20 минут. Организуется выступление проектной группы с лучшей презентацией. Учитель побуждает учащихся других групп участвовать в обсуждении вопросов, задает вопросы, поправляет или сам дает ответы в случае затруднения, дает пояснения.

Примерный вариант конспекта.

Получение. 1. Брожением сахаристых веществ: С6Н12О6→дрожжи 2 С2Н5ОН + СО2↑ 2. Гидратацией алкенов: Н2С═СН2 + Н-ОН→Н, t СН3-СН2ОН ↑ Физические Спирты Химические свойства. свойства. Среди спиртов нет газов, 1) Горят в кислороде и на воздухе: это бесцветные жидкости, 2С2Н5ОН + 6О2→ 4СО2↑ + 6Н2О хорошо растворимы в воде. 2)Взаимодействие с Си(ОН) С увеличением молекулярной (качественная реакция на массы плотность увеличивается, многоатомные спирты): многоатомные спирты вязкие. Глицерин+ Си(ОН)2= голубой р-р Одноатомные спирты имеют Этиленгликоль+ Си(ОН)2= голубой р-р резкий запах, летучи. Метанол- яд для человека, вызывает слепоту или смерть. Этанол- ядовитое наркотическое вещество. Применение. Одноатомные спирты используют в качестве растворителей, для производства пластмасс, уксусной кислоты, лаков, медикаментов, Душистых веществ и алкогольных напитков. Многоатомные для получения антифризов, средств смягчения кожи, медикаментов, нитроглицерина - взрывчатого вещества. В заключении делается краткое обобщение по плану урока.

IV. Закрепление. Тестирование с взаимопроверкой.

V. Итоговый. Выставление оценок. VI. Домашнее задание. Приготовить презентации по спиртам.  8. Оформите опорный конспект по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 2-3 минуты.