Классный час ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

Категория: Классное руководство
Опубликовано 10.11.2015 13:27
Автор: Семёнова М.А.
Просмотров: 2240

Классный час ТОЛЕРАНТНОСТЬ

 «Задувая чужую свечу,

мы не делаем свою ярче»

Что такое терпение?

Послушайте, пожалуйста, китайскую притчу. Жила – была огромная семья из ста человек. Она занимала целое село. Жила дружно и счастливо. Однажды к главе ее приехал правитель страны и спросил, почему всегда у вас мир, каким образом вам удается жить в мире и согласии. И тогда старейшина написал сто раз слово «Любовь», сто раз – «Прощение» и сто раз – «Терпение».  А что означает слово «Терпимость»? А вы слышали слово «Толерантность»?

«Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствует знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира». Декларация принципов толерантности. ЮНЕСКО, 16 ноября 1995г.

Слово «Толерантность» на разных языках означает почти одно и то же.

Английский язык. Толерантность - это готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь.

Французский язык. Толерантность – уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов.

Китайский язык. Толерантность – проявлять великодушие в отношении других.

Арабский язык. Толерантность – прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение к другим.

Русский язык. Толерантность – способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.

Все люди имеют общие черты, присущие всему человеческому роду, и индивидуальные черты, только данному конкретному человеку – индивиду.  

 

Человек индивидуален и отличается от других своими физическими (цвет глаз, волос и т.д.) и психическими особенностями, талантами, способностями, поведением. А сейчас мне бы хотелось, чтобы сюда вперед вышли два друга-акробата: Саша и Тумэн. Ребята, найдите в них общие черты и индивидуальные черты. А теперь, выйдите, пожалуйста, сюда Алина  и Дарима. Также найдите, пожалуйста, что у них общее и что же у них индивидуальное.

Ваша индивидуальность – это то, что привлекает к вам людей. Люди интересны друг другу именно потому, что они отличаются друг от друга. Когда идет снег, пронаблюдайте, пожалуйста, за снежинками. Они падают на землю, их миллионы и миллиарды. И вы не найдете среди них совершенно одинаковые. Такие снежинки создала природа. И природа же создала людей, таких же  не похожих друг на друга.

А теперь представьте себе на миг, что мы все одинаковые, допустим все похожие как две капли воды на Алину или на Цырена. Представили? И как вам такая картина? Нам было бы интересно общаться друг с другом, жить? Нет, конечно. Мы бы наскучили друг другу очень быстро.

Человек в своей жизни плачет и смеется, злится и радуется, бывает охвачен гневом или восторгом, страхом или яростью. Эти переживания называются эмоциями. Эмоции – это реакции человека на различные воздействия, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, возбуждения или успокоенности, напряжения или расслабления. Резкую границу между эмоциями и чувствами провести нельзя. Посмотрите, пожалуйста, на эту шкалу – шкала добрых и злых чувств.  При этом почти у всех злых чувств имеется противоположное: равнодушие – внимание, непонимание – понимание, недоверие – доверие, антипатия – симпатия, вражда – доверие, ненависть – дружба, злоба – любовь. (Ребята называют противоположное слово). Человек имеет право на любую эмоцию, на любое чувство. Но формы проявления эмоции, чувств должны быть человеческими, отвечать общепринятым правилам приличия. Здесь еще есть одно чувство, которое не отнесешь ни к добрым чувствам, ни к злым. Какое это чувство? (Звучат ответы ребят) Безразличие. А почему его не отнести к добрым чувствам, как вы думаете? (Звучат ответы ребят). Очень тонко это чувство, отношение к этому чувству отразил в своем стихотворении И.Аксаков:

Пошли мне бури и ненастья,

Даруй мучительные дни, -

Но от преступного бесстрастья,

Но от покоя – сохрани!

В жизни мы постоянно выражаем свое отношение к окружающему: нравится или не нравится, красиво или не красиво, дешево или дорого и т.д. Это и есть оценка – определение ценности, установление качества, степени, уровня, значение чего-либо или кого-либо. В основе оценки лежит сравнение с каким-то образцом, примером.

Вы когда-нибудь оценивали себя, свои качества, достоинства и недостатки? Совпадала ли эта ваша  оценка с оценкой вас другими людьми?

Оценка самого себя, своих качеств, своих достоинств и недостатков называется самооценкой.

Любое из представлений о самом себе имеет чувственную окраску. Они весьма относительны, иногда и просто ошибочны – как говорят субъективны. Бывает, что человек о себе думает лучше, чем он есть на самом деле – это завышенная самооценка, а бывает – наоборот: заниженная самооценка. И то и другое – мешает нам жить, становиться лучше.

Надо стремиться, чтобы самооценка была правильной, достоверной. Для этого сравнивайте себя с другими людьми, прислушивайтесь к мыслям и высказываниям окружающих вас людей (друзей, родителей, учителей). Окружающие люди, с которыми вы себя сравниваете, а также общественные нормы и ценности, с которыми вы сопоставляете свои действия, играют роль зеркала, в которое смотрится каждый из нас, составляя образ своего «Я». Лев Толстой говорил, что человек подобен дроби: числитель – это то, что есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. Так что если самомнение бесконечно, дробь равна нулю. То, что вы есть – это ваши дела, ваши хорошие отношения с людьми и все, что приносит пользу.

то, что он есть

Человек = ------------------------------

то, что он о себе думает

Конфликт. Да, к сожалению, конфликт случается в нашей жизни. Но хотелось бы, чтобы конфликт не затягивался, и люди мирились друг с другом, прощали свои обиды, были великодушными. Я думаю, ссоры не будут возникать, или же они не будут затягиваться, если придерживаться следующих принципов:

Принцип избегания. Поведение по типу «Что-то с памятью моей стало». Действия направлены на то, чтобы выйти из ситуации, не уступая, не настаивая на своем в ответ на обвинения, переводя разговор в другое русло.

Принцип компромиссаПоведение по типу «Ты мне – я тебе». Действие направлены на то, чтобы договориться, уступая в обмен на уступки другой стороны.

Принцип сотрудничества. Поведение по типу «Мы оба правы». Действия направлены на поиск решения, полностью удовлетворяющего обе стороны.

В жизни, я думаю, надо уметь находить компромиссы, уважать мнение друг друга, быть терпимыми к инакомыслию. Очень хотелось бы, чтобы каждый из вас был коммуникативной личностью, чтобы у вас было не приязненное отношение к жестокости, насилию.

А сейчас давайте  проведем следующее упражнение. Оцените, пожалуйста, насколько эти качества присущи вам лично, оцениваем каждое качество   по пятибалльной системе. (У каждого ребенка есть листочек с этими словами).

  1. Тактичность
  2. Бестактность
  3. Пунктуальность
  4. Грубость
  5. Скромность
  6. Вежливость
  7. Обидчивость

В мире насчитывается более 200 государств и  свыше 2500 национальностей. Только в нашей стране – России 160 национальностей. Для сравнения: в каждой из европейских стран живет примерно по 9-10 национальностей. А если взять наше село Сосново-Озерское, я думаю, мы насчитаем тоже очень много национальностей: русские, буряты, татары, армяне, тувинцы, якуты, немцы и т.д. (Ребята называют национальности людей, живущих в нашем селе). И каждый народ, каждая национальность чтит свои традиции обычаи. И это очень хорошо! Ведь все, что мы сейчас знаем о культуре своего народа, о культуре, нравах и обычаях других народов, все это дает нам огромное нравственное и культурное  богатство. Послушайте, пожалуйста, стихотворение А.Т.Твардовского:

Что ныне счесть большим, что малым –

Как знать, но люди не трава;

Не обратить их всех навалом

В одних – не помнящих родства…

Мне бы хотелось, чтобы сейчас вы прочитали, или кто знает уже наизусть обычаи и нравы своего народа. (Ребята читают, то, что приготовили дома и говорят вслух, что знают наизусть).  Вот это и есть общечеловеческие ценности, которые вы будете передавать по наследству своим детям, внукам.

Послушайте, пожалуйста, замечательно высказывание Франсуа Ларошфуко: «Тот, кто воображает, что может обойтись без других людей, очень ошибается; но тот, кто воображает, что без него не могут обойтись люди, ошибается еще больше». Вы согласны с ним?

Ребята часто символ толерантности изображают как цветок, я прошу вас каждого сделать лепесток такого цветка, и посмотрим что получится.

И хочется закончить наш классный час замечательным стихотворением датского поэта Пита Хейна:

Терпеть и верить –

Все на свете

Прекрасны –

Взрослые и дети,

Коты собаки и

Медведи,

И сослуживцы и соседи.

Терпимость -

Наш взаимный шанс,

Ведь кто-то -  также терпит нас.