Воспитательная программа

Категория: Классное руководство
Опубликовано 08.11.2013 13:41
Автор: Семёнова М.А.
Просмотров: 2190
  1. 1.     Воспитательная программа.

Программа воспитательной работы классного руководителя 
в 7 – 9 классах на  2013-2016 год. Классного руководителя

Семеновой Марины Анатольевны.

 

 

Цель и задачи воспитательной работы.

Цель: создать условие для самовоспитания, самореализации, саморазвития и социализации личности учащегося в обществе.

Задачи: 
• Всестороннее развитие человека, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный и эстетический рост личности. 
• Гуманизм и коллективизм как позиции, характеризующие подростка в его отношении к людям, и способность каждого занять своё место в обществе себе подобных. 
• Постоянное самосовершенствование и с ним самовоспитание, достойное и уважительное отношение к самому себе. 
• Преданность Родине и гордость за неё в независимости от экономических и политических трудностей в обществе, основанные на изучении истории и традиций.
• Физическое развитие, формирование навыков здорового образа жизни, соблюдение правил человеческого общежития.

 

Основные направления воспитательной работы

 

Культура жизненного самоопределения, патриотическое воспитание

Культура семейных отношений, воспитание здорового образа жизни

Культура общения, нравственно-этическое воспитание

Культура безопасного поведения в социуме

 

Принципы организации воспитательной работы

В качестве принципов, определяющих цель, содержание, пути и способы воспитания выступают следующие:

1. Принцип гуманизации. Он подразумевает организацию личностно-ориентированного подхода к организации воспитательного процесса.

2. Принцип природосообразности предполагает, воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов. 

3. Принцип культуросообразности. Этот принцип требует приобщения ребёнка к различным ценностям культуры, этноса, общества, цивилизации в целом. Содержание, методы и формы воспитания должны отражать культурные ценности, присущие социуму региона, различным его социальным группам и учитывают исторические традиции.

4.Принцип системности. Данный принцип рассматривает воспитание не только как самостоятельную систему, все элементы которой не просто связаны, а находятся в зависимости, но и как часть другой системы во многом влияющей на её функционирование.

5. Принцип диалогичности ( сотрудничество, сотворчество классного руководителя, детей и их родителей). Человек может проявить себя и может быть понят только через диалог. И только в совместном творчестве равных партнёров, которые слышат друг друга, возможен процесс взаимообогащающего влияния, обеспечивающего успешность воспитания.

6. Принцип адаптивности. Предполагает создание условий и мотивацию.

7. Принцип успешности. Мажорный тон жизни ребёнка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности, в нравственном поведении.

8. Принцип творческой самостоятельности учащихся, самоорганизация и развитие интересов. Практическое овладение учащимися соответствующими видами учебной работы, физического труда, спорта, искусства и реализация полученных знаний, умений, навыков в многоплановой деятельности.

Содержание воспитательной работы.

Познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознательность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии. 
Творческая деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению. 
Спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни. 
Общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности. 
Ценностно-ориентировочная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, воспитание позитивного отношения к труду. 
Свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком. 

Участие класса в общешкольных мероприятиях.

Основной составляющей воспитательной работы в классе, на мой взгляд, является участие класса в общешкольных мероприятиях согласно годовому плану работы школы. Это позволит четко определить место классного коллектива в общей системе учебно-воспитательного процесса в школе, будет способствовать: 
• Повышению уровня общительности каждого; 
• Развитию личностных качеств учащихся, направленных на благо коллектива в целом, поможет рассмотрению классного коллектива как неотъемлемой части дружной и веселой семьи, название которой - школа; 
• Формированию чувства коллективизма и гуманизма у школьника.

Участие класса в общешкольных мероприятиях поможет заполнить досуг детей интересными и познавательными, весёлыми и развлекательными мероприятиями, тем самым, сведя к минимуму влияние улицы, что особенно важно для подростков. 

Связь с социумом города.

Учитывая возраст моих воспитанников, можно с уверенностью сказать, что потребность в общении со сверстниками у них очень велика. Целесообразно сделать это общение позитивным и максимально интересным. Поэтому, на мой взгляд, нужно в максимальной степени использовать в воспитательной работе взаимодействие класса с социумом города, активно откликаться на поступающие предложения и самим проявлять инициативу, тем более возможность выхода коллектива за рамки школы повышает уровень значимости и каждого учащегося для коллектива. Связь класса с социумом представлена на следующей диаграмме.

Взаимодействие с культурно-досуговым социумом подразумевает посещение выставок, спектаклей, концертов. 
Очень важным является взаимодействие с организациями, ведущими работу по гражданско-патриотическому воспитанию. 
Взаимосвязь со спортивными школами города осуществляется через показательные выступления воспитанников, участие класса в городских соревнованиях в рамках Спартакиады школ города и вовлечение учащихся в спортивные секции. 
Представители просветительско-оздоровительного социума организуют с учащимися разъяснительную работу по различным вопросам: 
- правила дорожного движения; 
- противопожарная безопасность; 
- профилактика правонарушений и преступлений среди учащихся; 
- формирование здорового образа жизни. 
Взаимодействие с учебными заведениями и центром занятости помогает определиться в выборе будущей профессии.

Работа с родителями учащихся.

Очень часто приходится слышать мнение, что всё идёт из семьи. 
Это действительно так. Основные черты характера либо заложены генетически, либо сформированы под влиянием родителей в младенчестве. Но это не умаляет роль классного коллектива в формировании и воспитании личности. Те семена, которые были посеяны родителями, равно могут погибнуть или прорасти в школьной среде под влиянием коллектива, учителей и классного руководителя. 
Идеальным вариантом воспитательной работы является равноправное, дружеское взаимодействие родителей, ребёнка и классного руководителя. Вовлечение родителей в образовательный процесс осуществляется по 4 направлениям. 
Взаимодействие классного руководителя с родителями осуществляется по средством вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс. Чтобы совместная деятельность классного руководителя и родителей была успешной и привела к желаемым результатам, был составлен план родительского всеобуча. 
Темы были обсуждены родителями на организационном собрании в начале учебного года.

Класс 6

  1. Организационно-диагностическое.
  2. Природа конфликта, как  выйти из ссоры достойно
  3. Мотивация- двигатель человека
  4. Подведем  итоги года

Класс  7.

 1. Возрастные особенности Мотивация-двигатель человекашкольного возраста. Основные задачи развития. 
2. Подросток в мире вредных привычек. 
3. В семье растёт сын. 
4. В семье растёт дочь. 
Класс 8

1. Возрастные особенности старшего подросткового возраста. О задачах обучения и воспитания учащихся 8 класса. 
2. Педагогическая культура родителей и условия эффективного семейного воспитания. 
3. Семейные проблемы. Как их решать? 
4. Проблема вредных привычек у подростков. 
5. Участие родителей в воспитании у подростков положительного отношения к труду. 
Класс 9

 1. Особенности организации учебного труда девятиклассника. 
2. Выбор профессии и социально-нравственное самоопределение. 
3. Курение, алкоголизм и развивающийся организм. 
4. Правовое воспитание подростков в школе и дома

Внутриклассные мероприятия.

Эта работа проводится в двух направлениях: с участием родителей и самостоятельная деятельность учащихся, праздники, выходы на экскурсии.

В течение месяца проводится 4 классных часа: 
- организационный; 
- этический; 
- тематический; 
- "свободный”. 
На организационном часе ребята подводят итоги прошедшего месяца и планируют свою дальнейшую жизнь. 

Тематика классных часов « свободный» определяется общешкольным тематическим планированием.

Тематика и форма проведения "свободных” классных часов дополняется предложениями учащихся. 
Индивидуальная работа.

В повседневной жизни классного коллектива возникает множество ситуаций, которые выходят за рамки коллективного обсуждения. Очень важно правильно классифицировать создавшееся положение и определить степень замкнутости диалога. При этом надо помнить о том, что хвалить ребёнка лучше прилюдно, а порицать целесообразно наедине. В первом случае это поможет поднять авторитет учащегося среди одноклассников, во втором окажет благотворное влияние на взаимоотношения классного руководителя и данного конкретного ребёнка, что поможет ему принять правильное решение или задуматься над поставленной проблемой. Таким образом, роль индивидуальной работы очень велика, причем в равной степени и с детьми, и с родителями. 
Индивидуальную работу с родителями необходимо строить так, чтобы, придя в школу однажды, родитель того или иного ребёнка выразил желание посетить её ещё раз, так как абсолютно уверен, что все говорящееся классным руководителем заслуживает внимания и защищает их ребёнка. Даже ругая, нужно найти повод для похвалы - это закон индивидуальной работы классного руководителя с родителями. 

Работа с учителями - предметниками.

Возможно, данный пункт не обязателен, ибо работа классного руководителя с учителями- предметниками подразумевается уже самими обязанностями. Тем не менее, и пренебрегать этим направлением работы не стоит. 
• Систематическая организация встреч родителей с работающими в классе педагогами. 
• Осведомление учителей-предметников о состоянии здоровья учащихся; 
• Знакомство учителей с условиями жизни и взаимоотношениями в семье ребёнка; 
• Индивидуальные беседы ученика и классного руководителя при необходимости решения возникающих проблем, конфликтов; 
• Выяснение у учителей - предметников причин снижения результативности работы того или иного ребёнка, если таковое имеет место. 
Вот перечень тех не многих мероприятий, которые предполагается осуществить. Кроме того, участие класса в проведении предметных недель, помимо того, что будет способствовать расширению интереса к предмету, также благоприятно скажется на взаимоотношениях педагогического и классного коллективов, в чем не может не быть заинтересован классный руководитель.

Работа с социальным педагогом, психологом и правоохранительными структурами.

Во всех аспектах учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, применяя дифференцированный подход, как при изучении предметов, так и в воспитательной работе. Поэтому неотъемлемой частью воспитательной работы в классе являются систематические консультации с психологом учащихся и их родителей. 
Планируется проводить разъяснительную работу с целью профилактики правонарушений. Организация встреч с социальным педагогом, сотрудниками полиции, родительской общественностью формирует у ребят навыки ассоциативного правильного поведения в обществе. Кроме того, указанные беседы направлены на повышении бдительности подростков во время пребывания на улице, позднего возвращения домой и т.д.

 

Оценка эффективности реализации Программы.

В основе мониторинг.В характеристике функционирования системы социального типа особое место отводится определению эффективности. Эффективность свидетельствует о способности системы к реализации цели и осуществлению возложенных на неё функций. Когда говорится об эффективности воспитательной системы, то, прежде всего, ведется речь о результативности воспитательного процесса в классе. 
В ходе работы применяются различные формы: наблюдения, анализ, анкетирование, тестирование, опрос. Примеры анкет представлены в приложении.

Критерии Показатели Выход на уровне класса. Развитость стремлений к реализации своих способностей Занятость учащихся во внеурочное время Сводная таблица 
Коммуникативная культура учащихся Уровень сформированности коммуникативного потенциала учащихся Анкета "Микроклимат в классе”, диаграмма
Сформированности граждан. активной жизненной позиции Социальная активность учащихся, благотворительность, общественно-полезный труд Лист КТД, акции, трудовые десанты, дежурство, генеральная уборка, сбор макулатуры 
Сформированности нравственного потенциала (воспитанность) Мотивационно-ценностное отношение к своей личности и окружающим; система ценностей, выраженная в различных сферах интересов; уровень сформированности нравственной культуры. Анкета ”Воспитанность учащихся”. 
Удовлетворённость учащихся и родителей воспитательной работой Удовлетворённость учащихся качеством проводимых мероприятий; удовлетворённость родителей работой школы. Анкета "Оценка мероприятий”, "Удовлетворённость родителей работой образовательного учреждения ” 
Конкурентноспособность класса Участие учащихся, родителей в смотрах, конкурсах, соревнованиях. Личная инициатива учащихся и родителей 
Физическое состояние здоровья 1. Группы здоровья 
2. Занятость учащихся в секциях 
3. Участие в соревнованиях, спартакиадах. Лист здоровья, таблица соревнований. 
Сформированности коллектива учащихся Уровень сплочённости коллектива Лист КТД, анкетирование. 
Сформированности общеклассного коллектива (классный руководитель, учащиеся, родители) Творческий потенциал, вовлечение родителей в воспитательный процесс. Участие родителей в делах класса.

Календарно-тематическое планирование классных часов и мероприятий.

месяц

Патриотическое направление

 

 

6 кл

7кл

8кл

9кл

сентябрь

 С чего начинается родина? Музыкально-литературная композиция

Россия многонациональная страна.

 Галерея великих людей

Герои Сталинграда.

октябрь

Современные дети –герои.

История школы

Викторина

" Родное Щелково”.

Великие

Победы  России.

ноябрь

Чем гордится Подмосковье?

Знаменитости

г. Щелкова.

Кл.час "народные  промыслы ”. 

Современные герои войны.

декабрь

 Государственность и закон.

Конституция РФ. 20 лет

 Битва под Москвой.

 Город-Герои

Смоленск

 

Январь

 Дневник Тани.

 Дети блокадного Ленинграда

 Виртуальное путешествие по музею блокады Ленинграда.

У войны не женское лицо

Февраль

Герои войны в моей семье

  Быть военным-значит быть героем.

 Воин, мужчина, защитник отечества.

Афганистан – наша боль

Март

Женщины –герои.

 Чемпионы Олимпиады в Сочи 2014

 

Город–герои

Севастополь

Апрель

 

 Космос- мы первые.

 Герои космоса  сегодня

Будущее за космосом

Май

Великий подвиг страны.

 Помним, ценим, чтим и уважаем  героев  войны

Цена Победы-жизнь.

 Спасибо воинам 1941-1945 за  победу.

 

Нравственно-этическое

направление

месяц

6 кл

7 кл

8 кл

9 кл

сентябрь

Правила организации пространства общения

Социальное здоровье.

Умею ли я просить прощение.

 Милосердие.

 

Конфликты в общении и способы их разрешения. 

Знаменательные даты

 Гордость и гордыня чем отличаются

Дружба и любовь, как не обидеть близкого человека.

октябрь

Честь и достоинство

Толерантность  -  это мир

Мария Тереза- жизнь великой женщины.

 Доброта должна быть деятельной.

 

Семья-главное в жизни

Сквернословие это уродство человека

 

 Помощь слабому, делает человека сильным

  Благотворительность дело благородных

ноябрь

Семейные ценности

 

Фашизм и нацизм  путь к гибели страны

 Мама, папа, Я литературная семья

 Свобода совести и вероисповедания

 

Уважение  и терпение.

 Мораль и этика  .

Мораль и этика.

 Этические проблемы современной медицины

 декабрь

На чем основано взаимопонимание

 Уважение к языку, уважение  к себе.

 Женщина- главное чудо природы

 Весна 8 марта праздник всех женщин.

 

 Отношение к тебе, начинается с твоего отношения к людям.

Культурное наследие  России

Культурное наследие  России

Культурное наследие  России

март

 Характер и темперамент, как с ними жить.

Как сохранить достоинство

Как сохранить достоинство

Как сохранить достоинство

           

 

Человечность и бессердечие.

Мораль и этика  .

Мораль и этика.

 Этические проблемы современной медицины

апрель

10 причин радоваться жизни

 Уважение к языку, уважение  к себе.

 Женщина- главное чудо природы

 Весна 8 марта праздник всех женщин.

 

Гордость и гордыня.

Культурное наследие  России

Культурное наследие  России

Культурное наследие  России

Май

Как сохранить достоинство.

Как сохранить достоинство

Как сохранить достоинство

Как сохранить достоинство

месяц

Формирование ЗОЖ .

 

6 кл

7 кл

8 кл

9кл

сентябрь

Здоровье- главное богатство

”Здоровье и спорт- главный рекорд” 

Безопасное поведение на улице- путь к здоровью и долгой жизни.

 Вредная привычка- лень

октябрь

Питание и здоровье

Здоровье начинается с культуры

 Здоровое питание, путь к долголетию

 Осторожно Грипп

ноябрь

Опасные занятия на прогулке - путь в больницу

 Чипсы и Кола- вредная пища.

 Физическая культура, показатель развития человека.

 Современные виды спорта

декабрь

 Вирусы и бактерии. Будь бдительным!

 Активные выходные с семьей – шаг к крепкому здоровью

Мой любимый вид спорта

 Умей сказать нет наркоторговцу

январь

Физическая культура необходимое условие для роста и развития. Все на прогулку .

 Спорт воспитывает характер

Правила здоровья для мальчиков

 Личная гигиена подростка.

февраль

 Если хочешь быть здоров. Конкурс

 Витамины

Правила здоровья для девочек

 Правила здоровья

март

 Правильное питание может быть вкусным.

Конкурс салатов.

 Малые олимпийские игры в классе.

Параолимпийское движение

  Осторожно- диета.

апрель

Все на прогулку.

 

Конкурс

« Если хочешь быть здоров»

 Спорт- это  модно!

май

Безопасное поведение у водоемов. Как помочь утопающему.

Психологическое здоровье

Психологическое здоровье

Психологическое здоровье