Пояснительная записка
Данная программа обеспечивает реализацию темы развития школы: «Модернизация обучения и воспитания школьников с использованием новейших технологий, обеспечивающих самореализацию и адаптацию учащихся в современном обществе»
Настоящая рабочая программа базового курса «Химия» для 8 класса обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, на основе авторской программы Н.Н. Гара, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. («Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений»).
Программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по химии и авторской программы учебного курса. Авторская программа предлагает 6 лабораторных работ, но опыт работы показывает, что на выполнение всех лабораторных работ, предложенных автором учебного времени не хватает. В тематическом планировании данной рабочей программы предусмотрено 5 лабораторных опытов, их содержание соответствует Примерной программе.
Последовательность прохождения тем соответствует авторской программе.
Количество контрольных работ соответствует авторской программе.
Данная программа реализована в учебнике Г.Е. Рудзитис Ф.Г. Фельдман. Неорганическая химия.Учебник для 8 класса.-М.:Просвещение.2012
Знания умения и навыки соответствуют ЗУНам государственных стандартов образования.
Содержание учебного предмета
«Химия», 8 класс:
Тема 1. Первоначальные химические понятия (18ч.)
Химия в системе наук. Связь химии с другими науками. Вещества. Чистые вещества и смеси. Физические и химические явления. Молекулы и атомы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Химические элементы. Относительная атомная масса. Знаки химических элементов. Химические формулы. Простые и сложные вещества. Относительная молекулярная масса. Вычисления по химическим формулам. Валентность. Составление химических формул по валентности. Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы вещества. Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Количество вещества. Молярная масса. Число Авогадро. Молярная масса. Вычисление по химической формуле вещества: относительной молекулярной массы, отношения масс, массовых долей элементов. Вычисление молярной массы вещества по формуле, вычисление массы и количества вещества.
Демонстрации:
Лабораторная работа:
Практическая работа:
Тема 2 «Кислород. Оксиды. Горение» (5ч).
Кислород как химический элемент и простое вещество. Физические свойства кислорода. Получение и применение кислорода. Окисление. Оксиды. Понятие о катализаторе. Воздух и его состав. Горение веществ в воздухе. Условия возникновения и прекращения горения, меры по предупреждению пожаров. Топливо и способы его сжигания. Тепловой эффект химической реакции. Закон сохранения массы и энергии. Охрана воздуха от загрязнений. Расчеты по химическим уравнениям.
Демонстрации:
Лабораторная работа: «Ознакомление с образцами оксидов».
Практическая работа: «Получение и свойства кислорода».
Тема 3. Водород (3 ч) Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород — восстановитель. Получение, применение. Демонстрации.
Лабораторная работа
Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).
Тема 4. Растворы. Вода (8 ч)
Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.
Демонстрации:
Практическая работа: «Приготовление раствора с определенной массовой долей».
Тема 5 «Важнейшие классы неорганических соединений» (9 ч).
Состав и строение оксидов, кислот, оснований, солей. Классификация, физические и химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей. Способы получения и области применения оксидов, кислот, оснований, солей. Генетическая связь между оксидами , основаниями, кислотами и солями.
Демонстрации:
Лабораторная работа:
Практическая работа: «Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений ».
Тема 6 «Периодический закон и периодическая система химических элементов» (8ч)
Классификация химических элементов. Химические элементы, оксиды и гидроксид которых проявляет амфотерные свойства. Естественные семейства химических элементов: щелочные металлы, галогены, инертные газы. Периодический закон Д.И.Менделеева. Порядковый номер элемента. Состав атомных ядер. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов. Периодическая система химических элементов. Большие и малые периоды. Группы и подгруппы. Характеристика химических элементов главных подгрупп на основании положения в Периодической системе и строения атомов. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
Демонстрации:
Лабораторная работа: «Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей».
Тема 7 «Химическая связь» (9ч).
Понятие о химической связи и причинах её образования. Электроотрицательность. Ковалентная полярная и неполярная связи. Ионная связь. Кристаллические решетки. Степень окисления. Процессы окисления, восстановления. Окислительно-восстановительные реакции. Решение задач различных типов, расчёты по уравнениям химических реакций.
Демонстрации: Модели пространственных решеток поваренной соли, графита, твердого оксида углерода (IV).
Лабораторная работа: «Составление моделей веществ с различной кристаллической решеткой».
Тема 8 «Галогены» (8ч).
Характеристика галогенов как химических элементов и простых веществ. Строение атомов галогенов. Нахождение галогенов в природе. Физические и химические свойства галогенов. Закон Авогадро. Объемные отношения газов при химических реакциях. Получение хлора и хлороводорода в лаборатории и промышленности. Соляная кислота и ее свойства. Биологическое значение галогенов. Решение задач различных типов, расчёты по уравнениям химических реакций.
Лабораторная работа:
Практическая работа: «Химические свойства соляной кислоты».
Требования к уровню подготовки обучающихся по учебному предмету «Химия»,
8 класс:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Специальные умения, навыки и способы деятельности по учебному предмету «Химия»,
8 класс:
Учащиеся должны знать:
Должны уметь:
группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева: закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных групп;
Список литературы
Литература для учителя
М.: Просвещение. МЕДИА, 2005г.
М.: Просвещение. МЕДИА, 2005г.
М.: Просвещение. МЕДИА, 2005г.
15. Видеофильм «Химия вокруг нас». Видеоэнциклопедия для народного образования. М.: Кварт, 2005г.
16. Видеофильм «М.И.Ломоносов Д.И.Менделеев». Видеоэнциклопедия для народного образования. М.: Кварт, 2005г.
Литература для учащихся
Тематическое планирование по химии
8 класс ( Г. Рудзитис )
2 часа в неделю, всего 68 часов
№ п/п |
Тема урока |
Планируемая дата |
Скорректи-рованная дата |
|
Первоначальные химические понятия.18 ч.
|
|
|
1 |
. Предмет химии. Вещества и их свойства. |
|
|
2. |
Чистые Чистые вещества и смеси. Пр. раб.№1 знакомство с лабораторным оборудованием. |
|
|
3 |
Практическая работа № 2. Очистка поваренной соли.
|
|
|
4 |
Физические и химические явления. Химические реакции.
|
|
|
5 |
Молекулы и атомы. Простые и сложные вещества.
|
|
|
6 |
Химические элементы. Относительная атомная масса химических элементов. |
|
|
7 |
Знаки химических элементов. Закон постоянства состава веществ. Химические формулы. Относительная молекулярная масса.
|
|
|
8 |
Закрепление материала. Решение задач.
|
|
|
9 |
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. |
|
|
10 |
Составление химических формул по валентности.
|
|
|
11 |
Атомно-молекулярное учение.
|
|
|
12 |
Закон сохранения массы веществ.
|
|
|
13 |
Химические уравнения.
|
|
|
14 |
Типы химических реакций. Реакции разложения и соединения.
|
|
|
15 |
Реакции замещения.
|
|
|
16 |
Количество вещества. Моль – мера количества вещества.
|
|
|
17 |
Вычисления по химическим уравнениям.
|
|
|
18 |
Контрольная работа № 1 по теме «ПХП» |
|
|
|
|
|
|
|
. Кислород. Горение. 5 ч.
|
|
|
19 |
Кислород. Нахождение в природе, получение.
|
|
|
20 |
Свойства кислорода. Оксиды. Применение кислорода. Круговорот в природе
|
|
|
21 |
Практическая работа № 3. Получение и свойства кислорода.
|
|
|
22 |
Воздух и его состав.
|
|
|
24 |
Тепловой эффект химических реакций. Расчеты по термохимическим уравнениям. Топливо.
|
|
|
|
. Водород. 3 ч.
|
|
|
25 |
Водород. Нахождение в природе, получение.
|
|
|
26 |
Свойства и применение водорода. Решение расчетных задач. |
|
|
27 |
Контрольная работа № 2 по теме «Кислород. Водород».
|
|
|
|
Растворы. Вода. 8 ч
|
|
|
28 |
Вода – растворитель. Растворы.
|
|
|
29 |
Определение массовой доли растворенного вещества
|
|
|
30 |
Вода. Состав воды. Очистка природной воды.
|
|
|
31 |
Химические свойства воды.
|
|
|
32 |
Решение расчетных задач по теме растворы. |
|
|
33 |
Практическая работа № 4. Приготовление раствора соли с определенной массовой долей вещества.
|
|
|
34 |
Тестирование по теме Вода, растворы. |
|
|
35 |
Контрольная работа№3 по теме «Вода, растворы» |
|
|
|
. Классы неорганических соединений. 9 ч.
|
|
|
36 |
Оксиды. Состав, классификация, способы получения, свойства. |
|
|
37 |
Основания. Состав, классификация, способы получения, свойства. Реакции обмена. |
|
|
38 |
Основания. Закрепление материала. Реакция нейтрализации.
|
|
|
39 |
Кислоты. Состав, классификация, способы получения, свойства. |
|
|
40 |
Соли. Состав, классификация, способы получения, свойства. |
|
|
41 |
Генетическая связь между классами неорганических соединений. |
|
|
42 |
Практическая работа № 5 по теме «решение экспериментальных задач по теме «классы неорганических соединений.». |
|
|
43 |
Обобщение и повторение по теме классы неорганических соединений. |
|
|
44 |
Контрольная работа № 4 по теме «ВКНС».
|
|
|
|
Периодический закон и периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома. 9 ч.
|
|
|
45 |
Классификация химических элементов. Понятие об амфотерных соединениях. |
|
|
46 |
Периодический закон Д.И.Менделеева Периодическая таблица химических элементов.
|
|
|
47 |
Строение атома. Изотопы.
|
|
|
48 |
Расположение электронов по энергетическим уровням. Заряд ядра – основная характеристика элемента.
|
|
|
49 |
Решение упражнений по теме строение атома.
|
|
|
50 |
Характеристика химического элемента по его расположению в ПСХЭ. |
|
|
51 |
Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева. |
|
|
52 |
Обобщение материала по теме
|
|
|
53 |
Контрольная работа № 5. по теме «ПЗ и ПСХЭ».
|
|
|
|
Химическая связь. Строение вещества. 9 ч
|
|
|
54 |
Электроотрицательность химических элементов.
|
|
|
55 |
Ковалентная связь
|
|
|
56 |
Ионная связь |
|
|
57 |
Кристаллические решетки
|
|
|
58 |
Степень окисления элементов. Окисление и восстановление элементов. |
|
§
|
59. |
Решение упражнений по определению степени окисления. |
|
|
60 |
Решение расчетных задач. |
|
|
61 |
Повторение и обобщение темы химическая связь, строение вещества. |
|
|
62 |
Тестирование |
|
|
|
Глава IX. .Закон Авогадро.Галогены. 6
|
|
|
63 |
Закон Авогадро. Молярный объем газов.
|
|
|
64 |
Положение галогенов в ПСХЭ. Строение атомов. Хлор. Строение, свойства, применение.
|
|
|
65 |
Хлороводород. Соляная кислота и ее соли.
|
|
|
66 |
Сравнительная характеристика галогенов |
|
|
67 |
Сравнительная характеристика галогенов. |
|
|
68 |
Годовая контрольная работа № 5 |
|
|
Учебно-тематическое планирование.8 класс. Г.Е.Рудзитис
№п/п |
Наименование раздела и тем |
Часы (авторская программа) |
Часы (рабочая программа) |
Практ. раб. |
Контр. раб |
1 |
Первоначальные химические понятия |
18 |
18 |
2 |
1 |
2 |
Кислород. Оксиды. Горение |
5 |
5 |
1 |
1 1 |
3 |
Водород. |
3 |
3 |
1 |
|
4 |
Вода. Растворы. Основание |
8 |
8 |
1. |
1 |
5 |
Основные классы неорганических веществ |
9 |
9 |
1 |
1 |
6 |
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. |
8 |
8 |
||
7 |
Химическая связь. Строение вещества. |
9 |
9 |
|
1 |
8 |
Галогены. Закон Авогадро. |
6 |
6 |
||
Всего |
68 |
68 |
5 |
4 |
Тематическое планирование по химии
8 класс ( Г. Рудзитис )
2 часа в неделю, всего 68
№ п/п |
Содержание урока |
Дата |
Домашнее задание |
|
Первоначальные химические понятия.18 ч.
|
|
|
1 |
. Предмет химии. Вещества и их свойства. |
|
§ 1 |
2. |
Чистые Чистые вещества и смеси. Пр. раб.№1 знакомство с лабораторным оборудованием. |
|
§ 2 |
3 |
Практическая работа № 2. Очистка поваренной соли.
|
|
|
4 |
Физические и химические явления. Химические реакции.
|
|
§ 3 |
5 |
Молекулы и атомы. Простые и сложные вещества.
|
|
§ 4,5 |
6 |
Химические элементы. Относительная атомная масса химических элементов. |
|
§ 6,7 |
7 |
Знаки химических элементов. Закон постоянства состава веществ. Химические формулы. Относительная молекулярная масса.
|
|
§ 8,9 10 |
8 |
Закрепление материала. Решение задач.
|
|
§10 упр. 8,10,12 |
9 |
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. |
|
§ 11,12 |
10 |
Составление химических формул по валентности.
|
|
§ 12 |
11 |
Атомно-молекулярное учение.
|
|
§ 13 |
12 |
Закон сохранения массы веществ.
|
|
§ 14 |
13 |
Химические уравнения.
|
|
§15 |
14 |
Типы химических реакций. Реакции разложения и соединения.
|
|
§16 |
15 |
Реакции замещения.
|
|
§ 16 |
16 |
Количество вещества. Моль – мера количества вещества.
|
|
§ 17 |
17 |
Вычисления по химическим уравнениям.
|
|
§ 17 зад. 1,2 |
18 |
Контрольная работа № 1 по теме «ПХП» |
|
|
|
|
|
|
|
. Кислород. Горение. 5 ч.
|
|
|
19 |
Кислород. Нахождение в природе, получение.
|
|
§ 18,19 |
20 |
Свойства кислорода. Оксиды. Применение кислорода. Круговорот в природе
|
|
§ 20 |
21 |
Практическая работа № 3. Получение и свойства кислорода.
|
|
|
22 |
Воздух и его состав.
|
|
§ 22 |
24 |
Тепловой эффект химических реакций. Расчеты по термохимическим уравнениям. Топливо.
|
|
§ 23,24. зад 2 |
|
. Водород. 3 ч.
|
|
|
25 |
Водород. Нахождение в природе, получение.
|
|
§ 25, 26 |
26 |
Свойства и применение водорода. Решение расчетных задач. |
|
§ 27 |
27 |
Контрольная работа № 2 по теме «Кислород. Водород».
|
|
|
|
Растворы. Вода. 8 ч
|
|
|
28 |
Вода – растворитель. Растворы.
|
|
§ 28 |
29 |
Определение массовой доли растворенного вещества
|
|
§ 28 зад. № 2, 3, 4. |
30 |
Вода. Состав воды. Очистка природной воды.
|
|
§ 29 |
31 |
Химические свойства воды.
|
|
§ 29 |
32 |
Решение расчетных задач по теме растворы. |
|
задачи в тетради. |
33 |
Практическая работа № 4. Приготовление раствора соли с определенной массовой долей вещества.
|
|
|
34 |
Тестирование по теме Вода, растворы. |
|
|
35 |
Контрольная работа№3 по теме «Вода, растворы» |
|
|
|
. Классы неорганических соединений. 9 ч.
|
|
|
36 |
Оксиды. Состав, классификация, способы получения, свойства. |
|
§ 30 упр.6, зад 1,2 |
37 |
Основания. Состав, классификация, способы получения, свойства. Реакции обмена. |
|
§ 31 |
38 |
Основания. Закрепление материала. Реакция нейтрализации.
|
|
§ 31 упр. 6 |
39 |
Кислоты. Состав, классификация, способы получения, свойства. |
|
§ 32 упр. 8 (2) |
40 |
Соли. Состав, классификация, способы получения, свойства. |
|
§ 33 упр. 9 |
41 |
Генетическая связь между классами неорганических соединений. |
|
§ 33 Упр.10 абв |
42 |
Практическая работа № 5 по теме «решение экспериментальных задач по теме «классы неорганических соединений.». |
|
|
43 |
Обобщение и повторение по теме классы неорганических соединений. |
|
|
44 |
Контрольная работа № 4 по теме «ВКНС».
|
|
|
|
Периодический закон и периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома. 9 ч.
|
|
|
45 |
Классификация химических элементов. Понятие об амфотерных соединениях. |
|
§ 34 |
46 |
Периодический закон Д.И.Менделеева Периодическая таблица химических элементов.
|
|
§ 3536 |
47 |
Строение атома. Изотопы.
|
|
§ 37 |
48 |
Расположение электронов по энергетическим уровням. Заряд ядра – основная характеристика элемента.
|
|
§ 37 стр.129 |
49 |
Решение упражнений по теме строение атома.
|
|
|
50 |
Характеристика химического элемента по его расположению в ПСХЭ. |
|
См. тетрадь |
51 |
Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева. |
|
§ 38,39 |
52 |
Обобщение материала по теме
|
|
§34-37 |
53 |
Контрольная работа № 5. по теме «ПЗ и ПСХЭ».
|
|
|
|
Химическая связь. Строение вещества. 9 ч
|
|
|
54 |
Электроотрицательность химических элементов.
|
|
§ 40 |
55 |
Ковалентная связь
|
|
§ 41 стр.144 |
56 |
Ионная связь |
|
§ 41
|
57 |
Кристаллические решетки
|
|
§ 42 |
58 |
Степень окисления элементов. Окисление и восстановление элементов. |
|
§ 43 |
59. |
Решение упражнений по определению степени окисления. |
|
|
60 |
Решение расчетных задач. |
|
|
61 |
Повторение и обобщение темы химическая связь, строение вещества. |
|
|
62 |
Тестирование |
|
|
|
Глава IX. .Закон Авогадро.Галогены. 6
|
|
|
63 |
Закон Авогадро. Молярный объем газов.
|
|
§ 44-45 |
64 |
Положение галогенов в ПСХЭ. Строение атомов. Хлор. Строение, свойства, применение.
|
|
§ 46.47 |
65 |
Хлороводород. Соляная кислота и ее соли.
|
|
§ 48-49 |
66 |
Сравнительная характеристика галогенов |
|
|
67 |
Сравнительная характеристика галогенов. |
|
§ 50 |
68 |
Годовая контрольная работа № 5 |
|
|