Урок "Розоцветные". Ботаника 6 класс

Конспект урока по биологии в 6 классе

 

Тема урока: Класс Двудольные.

Семейство Розоцветные

 

Задачи урока:

  1. познакомить с отличительными признаками и типичными представителями семейства Розоцветные;
  2. показать их биологические особенности;
  3. познакомить с культурными и лекарственными растениями данного семейства;
  4. продолжить работу по формированию умения распознавать цветковые растения.

Оборудование: мультимедиа, презентация, таблицы, модели цветов капусты и яблони, муляжи плодов растений семейства розоцветных, гербарии.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент урока

II. Актуализация и обобщение имеющихся знаний.

  1. 1.     Исправь ошибки (слайд №1)
  2. 2.     Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства крестоцветных (слайд №2)
  3. 3.     Выпишите номера растений, относящихся к семейству крестоцветных (слайд №3)
  4. Проверка домашнего задания (загадки)

III. Объяснение нового материала

  1. 1.     Получение новой информации, формулирование темы урока.

       А сейчас мы продолжим наше путешествие по царству растений. Название следующему семейству дало растение… Родовое название образовано от греческого слова rhodon – красный – из-за окраски плодов и цветков этого растения. Оно воспето поэтами всех времен и народов. У древних римлян царила настоящая «мания» этого растения: гостей украшали этими цветами, из них делали гирлянды. Это был цветок радости и любви. Художники также не остались равнодушными к этому цветку. На картине итальянского художника (слайд №4) Сандро Боттичелли (15 век) Весна изображена в виде юной девушки, разбрасывающей цветы. Остров, имя которому дало это растение, имеет на своих монетах изображение этого цветка (остров Родос)

О каком растении идет речь? Это - … А семейство называется …

Правильно, наше следующее семейство называется  розоцветные.

Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? Что бы вы хотели узнать? С чем познакомиться?

Слайд 1. Давайте запишем тему нашего урока (презентация)

Формулировка задач.

  1. 2.     Общая характеристика растений семейства Розоцветные (по плану).

Слайд 2. Семейство объединяет примерно 3 000 видов растений. Несмотря на такое многообразие, у всех растений этого семейства общий план строения цветка. Типы плодов: ягоды, костянки, орешки, многоорешки.

Слайд 3. Строение цветка, диаграмма цветка (на примере шиповника).

     Типичный представитель семейства – шиповник (дикая роза). Изучено 120 видов шиповника, а у нас встречается около 60 видов. Шиповник называют «копилкой витаминов». Его плоды содержат витамины: C, K, PP, A. Шиповник издавна используется в фармакологии, в цветоводстве (он является лучшим подвоем для роз).

Слайд 4. Самое распространенное среди плодово-ягодных растений семейства. Яблоневые сады занимают 80% площади всех плодовых насаждений. Яблоня – зимостойкая культура. Она выдерживает морозы до 30 C.

Слайды 5,6. Вишня – одно из самых красивых деревьев, зацветающих у нас весной. Около десяти дней можно наслаждаться радующим глаз зрелищем цветущих вишен. Её выращивали ещё в VI веке до н. э. Вишня – вторая по распространенности садовая культура после яблони.

Слайд 7. Известнейший представитель этого семейства – земляника. Это распространенное культурное растение. За чудесный аромат земляника получила название «фрагария», что значит «благоухающая». В Европе землянику начали культивировать ещё в XV веке. В Россию её завезли при царе Алексее Михайловиче и выращивали в знаменитом Измайловском саду под Москвой. Земляника содержит 6-9,5 % глюкозы и фруктозы. Кислинку ей придают органические кислоты: лимонная, яблочная. В землянике много витаминов: C, B, PP, каротин, фолиевая кислота.

Слайд 8. Жизненные формы.

Семейству Розоцветных присуще большое разнообразие жизненных форм: это деревья, кустарники, травы. Практически все плодовые деревья относятся к сем. Розоцветные: яблоня, вишня, слива, черешня, персик, абрикос, черемуха, груша, рябина. Кустарники: шиповник, роза, малина, ежевика, боярышник. Травы: земляника, лапчатка, манжетка. Их листья, стебли, соцветия, плоды имеют самую разнообразную форму.

Слайд 9. Практическое использование человеком.

Слайд 10. Эх, яблочко, да на тарелочке…(4 рецепта приготовления блюд).

1)    яблочный салат с грибами:

2)    яблоки, запеченные в тесте, с миндалем;

3)    яблоки, фаршированные мороженым;

4)    яблочный пирог

IV. Рефлексия.

 Обобщение полученной информации.

 А) Работа по вариантам. Используя рисунки учебника 170, 171, 172, таблицу на доске, модель строения цветка яблони, напишите формулу цветка и тип плода:

1 вариант – яблони;

2 вариант – шиповника;

3 вариант – малины.

 

        Б) Выпишите номера растений, относящихся к семейству   

        Розоцветные.

        1. Ромашка аптечная 2. Малина обыкновенная. 3. Редька дикая. 4. Капус-

        та белокочанная. 5. Горох посевной. 6. Яблоня дикая. 7. Слива домашняя

        8. Пастушья сумка. 9. Груша обыкновенная. 10. Земляника лесная.

         (Слайд №5)

 

        Б) Загадки (Слайд №6)

        Царицей цветов я зовусь,               Долгоножка хвалится:

        На вид я прекрасна, нежна,            Я ли не красавица?

        Но тронешь меня невзначай,         А всего то - косточка

        Почувствуешь, как я сильна.         Да красненькая кофточка.

                                            (роза)                                       (вишня)

        Хоть жжет его солнце                     На сучке висят шары

        Одет он в суконце.                           Покраснели от жары.

        А сукно золотистое                                                  (сливы)

        Тонкое и чистое.                               Не жил в ягоде  жучок,                  

                         (персик)                             И не кушал червячок,

        У мамы дочки –                                 А сорвал её с куста -

         На шнурочке.                                    Глядь – середка вся пуста.

          (усы земляники)                                                         (плод малины)

 

V. Итоги урока

   Домашнее задание: параграф 48, вопросы 1-4, стр.217