Самостоятельная работа №1 Проектная и исследовательская деятельность

Категория: Методическая работа
Опубликовано 16.02.2013 20:37
Автор: Семёнова М.А.
Просмотров: 4968

Проектная  и исследовательская деятельность обучающихся в экологическом образовании — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата и конечного продукта. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Учебное исследование и научное исследование. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). 

Поэтому при организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования. При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования — опыт, накопленный в научном сообществе, используется через задание системы норм деятельности. 

Развитие субъект-субъектных отношений при развитии исследовательской деятельности. В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» — «ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега-коллега». Вторая составляющая — «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику. Эта передача происходит в тесном личностном контакте, что обуславливает высокий личный авторитет позиции «наставник» и специалиста, педагога, ее носителя. Главным результатом рассмотренной позиционной эволюции является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности.

 

Технологическая карта Исследовательско-проектной деятельности.

 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1.       Подготовительный

Выбор направления работы.

Привлечь внимание  учащихся, найти инициативную, творческую группу, готовую взяться за выполнение проекта.

Вносят свои предложения о наиболее интересующем,  в выбранной научной области.

2.       Начальный этап.

Выбор темы, постановка цели и задач, выбор методов деятельности для реализации проекта.

 

Консультативная помощь по выбору темы.

Помощь в постановке цели

Корректировка задач

 

Предлагает методы  решения к поставленным задачам.

Формулируют тему.

 

Постановка задач к выбранной цели.

 

 Вносят свои способы действия по решению поставленных задач.

3.       Основной этап

Консультирует, корректирует( по необходимости и по запросам учащихся).

Помогает в оформлении результатов.

Реализуют  выбранные методы к поставленным задачам.

Собирают материал, проводят эксперимент, готовят отчеты итд.

4.       Заключительный этап.

Помогает в оформлении презентации конечного продукта, внедрении его в жизнь.

 

 

Оказывает психологическую поддержку.

Готовятся  к публичному выступлению по внедрению своей исследовательской деятельности.

Реализуют свой проект ( творческий отчет, мероприятие, выступление на конференции ит.д)

 

Возможные ошибки в  деятельности педагога:

1.       Излишний контроль, опека. (губит  все самостоятельные попытки к развитию научного мировоззрения), или наоборот  предоставление учащимся полной своды (есть риск что проект останется нереализованным).

2.       Авторитарное навязывание темы, способов  и методов деятельности.

3.       Отсутствие реального выхода  проекта (проект сделали, поставили пять и положили на полку)

 

Следующие элементы проектной и исследовательской деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или исследованием :
- Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
- Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
- Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
- Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Литература
Метод проектов
1. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова). 
2. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995 
3. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996 
4. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998 
5. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 384 с. 
6. Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. — М.: МИПКРО, 2001. 144 с. 
7. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157 
8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 1999, — 224 с. 
9. Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996. 
10. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 112с. (Методическая библиотека)