- Подробности
-
Категория: Классное руководство
-
Опубликовано 08.11.2013 13:41
-
Автор: Семёнова М.А.
-
Просмотров: 2649
- 1. Воспитательная программа.
Программа воспитательной работы классного руководителя
в 7 – 9 классах на 2013-2016 год. Классного руководителя
Семеновой Марины Анатольевны.
Цель и задачи воспитательной работы.
Цель: создать условие для самовоспитания, самореализации, саморазвития и социализации личности учащегося в обществе.
Задачи:
• Всестороннее развитие человека, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный и эстетический рост личности.
• Гуманизм и коллективизм как позиции, характеризующие подростка в его отношении к людям, и способность каждого занять своё место в обществе себе подобных.
• Постоянное самосовершенствование и с ним самовоспитание, достойное и уважительное отношение к самому себе.
• Преданность Родине и гордость за неё в независимости от экономических и политических трудностей в обществе, основанные на изучении истории и традиций.
• Физическое развитие, формирование навыков здорового образа жизни, соблюдение правил человеческого общежития.
Основные направления воспитательной работы
Культура жизненного самоопределения, патриотическое воспитание
|
Культура семейных отношений, воспитание здорового образа жизни
|
Культура общения, нравственно-этическое воспитание
|
Культура безопасного поведения в социуме
|
Принципы организации воспитательной работы
В качестве принципов, определяющих цель, содержание, пути и способы воспитания выступают следующие:
1. Принцип гуманизации. Он подразумевает организацию личностно-ориентированного подхода к организации воспитательного процесса.
2. Принцип природосообразности предполагает, воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов.
3. Принцип культуросообразности. Этот принцип требует приобщения ребёнка к различным ценностям культуры, этноса, общества, цивилизации в целом. Содержание, методы и формы воспитания должны отражать культурные ценности, присущие социуму региона, различным его социальным группам и учитывают исторические традиции.
4.Принцип системности. Данный принцип рассматривает воспитание не только как самостоятельную систему, все элементы которой не просто связаны, а находятся в зависимости, но и как часть другой системы во многом влияющей на её функционирование.
5. Принцип диалогичности ( сотрудничество, сотворчество классного руководителя, детей и их родителей). Человек может проявить себя и может быть понят только через диалог. И только в совместном творчестве равных партнёров, которые слышат друг друга, возможен процесс взаимообогащающего влияния, обеспечивающего успешность воспитания.
6. Принцип адаптивности. Предполагает создание условий и мотивацию.
7. Принцип успешности. Мажорный тон жизни ребёнка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности, в нравственном поведении.
8. Принцип творческой самостоятельности учащихся, самоорганизация и развитие интересов. Практическое овладение учащимися соответствующими видами учебной работы, физического труда, спорта, искусства и реализация полученных знаний, умений, навыков в многоплановой деятельности.
Содержание воспитательной работы.
Познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознательность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии.
Творческая деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению.
Спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни.
Общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности.
Ценностно-ориентировочная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, воспитание позитивного отношения к труду.
Свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком.
Участие класса в общешкольных мероприятиях.
Основной составляющей воспитательной работы в классе, на мой взгляд, является участие класса в общешкольных мероприятиях согласно годовому плану работы школы. Это позволит четко определить место классного коллектива в общей системе учебно-воспитательного процесса в школе, будет способствовать:
• Повышению уровня общительности каждого;
• Развитию личностных качеств учащихся, направленных на благо коллектива в целом, поможет рассмотрению классного коллектива как неотъемлемой части дружной и веселой семьи, название которой - школа;
• Формированию чувства коллективизма и гуманизма у школьника.
Участие класса в общешкольных мероприятиях поможет заполнить досуг детей интересными и познавательными, весёлыми и развлекательными мероприятиями, тем самым, сведя к минимуму влияние улицы, что особенно важно для подростков.
Связь с социумом города.
Учитывая возраст моих воспитанников, можно с уверенностью сказать, что потребность в общении со сверстниками у них очень велика. Целесообразно сделать это общение позитивным и максимально интересным. Поэтому, на мой взгляд, нужно в максимальной степени использовать в воспитательной работе взаимодействие класса с социумом города, активно откликаться на поступающие предложения и самим проявлять инициативу, тем более возможность выхода коллектива за рамки школы повышает уровень значимости и каждого учащегося для коллектива. Связь класса с социумом представлена на следующей диаграмме.
Взаимодействие с культурно-досуговым социумом подразумевает посещение выставок, спектаклей, концертов.
Очень важным является взаимодействие с организациями, ведущими работу по гражданско-патриотическому воспитанию.
Взаимосвязь со спортивными школами города осуществляется через показательные выступления воспитанников, участие класса в городских соревнованиях в рамках Спартакиады школ города и вовлечение учащихся в спортивные секции.
Представители просветительско-оздоровительного социума организуют с учащимися разъяснительную работу по различным вопросам:
- правила дорожного движения;
- противопожарная безопасность;
- профилактика правонарушений и преступлений среди учащихся;
- формирование здорового образа жизни.
Взаимодействие с учебными заведениями и центром занятости помогает определиться в выборе будущей профессии.
Работа с родителями учащихся.
Очень часто приходится слышать мнение, что всё идёт из семьи.
Это действительно так. Основные черты характера либо заложены генетически, либо сформированы под влиянием родителей в младенчестве. Но это не умаляет роль классного коллектива в формировании и воспитании личности. Те семена, которые были посеяны родителями, равно могут погибнуть или прорасти в школьной среде под влиянием коллектива, учителей и классного руководителя.
Идеальным вариантом воспитательной работы является равноправное, дружеское взаимодействие родителей, ребёнка и классного руководителя. Вовлечение родителей в образовательный процесс осуществляется по 4 направлениям.
Взаимодействие классного руководителя с родителями осуществляется по средством вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс. Чтобы совместная деятельность классного руководителя и родителей была успешной и привела к желаемым результатам, был составлен план родительского всеобуча.
Темы были обсуждены родителями на организационном собрании в начале учебного года.
Класс 6
- Организационно-диагностическое.
- Природа конфликта, как выйти из ссоры достойно
- Мотивация- двигатель человека
- Подведем итоги года
Класс 7.
1. Возрастные особенности Мотивация-двигатель человекашкольного возраста. Основные задачи развития.
2. Подросток в мире вредных привычек.
3. В семье растёт сын.
4. В семье растёт дочь.
Класс 8
1. Возрастные особенности старшего подросткового возраста. О задачах обучения и воспитания учащихся 8 класса.
2. Педагогическая культура родителей и условия эффективного семейного воспитания.
3. Семейные проблемы. Как их решать?
4. Проблема вредных привычек у подростков.
5. Участие родителей в воспитании у подростков положительного отношения к труду.
Класс 9
1. Особенности организации учебного труда девятиклассника.
2. Выбор профессии и социально-нравственное самоопределение.
3. Курение, алкоголизм и развивающийся организм.
4. Правовое воспитание подростков в школе и дома
Внутриклассные мероприятия.
Эта работа проводится в двух направлениях: с участием родителей и самостоятельная деятельность учащихся, праздники, выходы на экскурсии.
В течение месяца проводится 4 классных часа:
- организационный;
- этический;
- тематический;
- "свободный”.
На организационном часе ребята подводят итоги прошедшего месяца и планируют свою дальнейшую жизнь.
Тематика классных часов « свободный» определяется общешкольным тематическим планированием.
Тематика и форма проведения "свободных” классных часов дополняется предложениями учащихся.
Индивидуальная работа.
В повседневной жизни классного коллектива возникает множество ситуаций, которые выходят за рамки коллективного обсуждения. Очень важно правильно классифицировать создавшееся положение и определить степень замкнутости диалога. При этом надо помнить о том, что хвалить ребёнка лучше прилюдно, а порицать целесообразно наедине. В первом случае это поможет поднять авторитет учащегося среди одноклассников, во втором окажет благотворное влияние на взаимоотношения классного руководителя и данного конкретного ребёнка, что поможет ему принять правильное решение или задуматься над поставленной проблемой. Таким образом, роль индивидуальной работы очень велика, причем в равной степени и с детьми, и с родителями.
Индивидуальную работу с родителями необходимо строить так, чтобы, придя в школу однажды, родитель того или иного ребёнка выразил желание посетить её ещё раз, так как абсолютно уверен, что все говорящееся классным руководителем заслуживает внимания и защищает их ребёнка. Даже ругая, нужно найти повод для похвалы - это закон индивидуальной работы классного руководителя с родителями.
Работа с учителями - предметниками.
Возможно, данный пункт не обязателен, ибо работа классного руководителя с учителями- предметниками подразумевается уже самими обязанностями. Тем не менее, и пренебрегать этим направлением работы не стоит.
• Систематическая организация встреч родителей с работающими в классе педагогами.
• Осведомление учителей-предметников о состоянии здоровья учащихся;
• Знакомство учителей с условиями жизни и взаимоотношениями в семье ребёнка;
• Индивидуальные беседы ученика и классного руководителя при необходимости решения возникающих проблем, конфликтов;
• Выяснение у учителей - предметников причин снижения результативности работы того или иного ребёнка, если таковое имеет место.
Вот перечень тех не многих мероприятий, которые предполагается осуществить. Кроме того, участие класса в проведении предметных недель, помимо того, что будет способствовать расширению интереса к предмету, также благоприятно скажется на взаимоотношениях педагогического и классного коллективов, в чем не может не быть заинтересован классный руководитель.
Работа с социальным педагогом, психологом и правоохранительными структурами.
Во всех аспектах учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, применяя дифференцированный подход, как при изучении предметов, так и в воспитательной работе. Поэтому неотъемлемой частью воспитательной работы в классе являются систематические консультации с психологом учащихся и их родителей.
Планируется проводить разъяснительную работу с целью профилактики правонарушений. Организация встреч с социальным педагогом, сотрудниками полиции, родительской общественностью формирует у ребят навыки ассоциативного правильного поведения в обществе. Кроме того, указанные беседы направлены на повышении бдительности подростков во время пребывания на улице, позднего возвращения домой и т.д.
Оценка эффективности реализации Программы.
В основе мониторинг.В характеристике функционирования системы социального типа особое место отводится определению эффективности. Эффективность свидетельствует о способности системы к реализации цели и осуществлению возложенных на неё функций. Когда говорится об эффективности воспитательной системы, то, прежде всего, ведется речь о результативности воспитательного процесса в классе.
В ходе работы применяются различные формы: наблюдения, анализ, анкетирование, тестирование, опрос. Примеры анкет представлены в приложении.
Критерии Показатели Выход на уровне класса. Развитость стремлений к реализации своих способностей Занятость учащихся во внеурочное время Сводная таблица
Коммуникативная культура учащихся Уровень сформированности коммуникативного потенциала учащихся Анкета "Микроклимат в классе”, диаграмма
Сформированности граждан. активной жизненной позиции Социальная активность учащихся, благотворительность, общественно-полезный труд Лист КТД, акции, трудовые десанты, дежурство, генеральная уборка, сбор макулатуры
Сформированности нравственного потенциала (воспитанность) Мотивационно-ценностное отношение к своей личности и окружающим; система ценностей, выраженная в различных сферах интересов; уровень сформированности нравственной культуры. Анкета ”Воспитанность учащихся”.
Удовлетворённость учащихся и родителей воспитательной работой Удовлетворённость учащихся качеством проводимых мероприятий; удовлетворённость родителей работой школы. Анкета "Оценка мероприятий”, "Удовлетворённость родителей работой образовательного учреждения ”
Конкурентноспособность класса Участие учащихся, родителей в смотрах, конкурсах, соревнованиях. Личная инициатива учащихся и родителей
Физическое состояние здоровья 1. Группы здоровья
2. Занятость учащихся в секциях
3. Участие в соревнованиях, спартакиадах. Лист здоровья, таблица соревнований.
Сформированности коллектива учащихся Уровень сплочённости коллектива Лист КТД, анкетирование.
Сформированности общеклассного коллектива (классный руководитель, учащиеся, родители) Творческий потенциал, вовлечение родителей в воспитательный процесс. Участие родителей в делах класса.
Календарно-тематическое планирование классных часов и мероприятий.
месяц
|
Патриотическое направление
|
|
6 кл
|
7кл
|
8кл
|
9кл
|
сентябрь
|
С чего начинается родина? Музыкально-литературная композиция
|
Россия многонациональная страна.
|
Галерея великих людей
|
Герои Сталинграда.
|
октябрь
|
Современные дети –герои.
|
История школы
|
Викторина
" Родное Щелково”.
|
Великие
Победы России.
|
ноябрь
|
Чем гордится Подмосковье?
|
Знаменитости
г. Щелкова.
|
Кл.час "народные промыслы ”.
|
Современные герои войны.
|
декабрь
|
Государственность и закон.
|
Конституция РФ. 20 лет
|
Битва под Москвой.
|
Город-Герои
Смоленск
|
Январь
|
Дневник Тани.
|
Дети блокадного Ленинграда
|
Виртуальное путешествие по музею блокады Ленинграда.
|
У войны не женское лицо
|
Февраль
|
Герои войны в моей семье
|
Быть военным-значит быть героем.
|
Воин, мужчина, защитник отечества.
|
Афганистан – наша боль
|
Март
|
Женщины –герои.
|
Чемпионы Олимпиады в Сочи 2014
|
|
Город–герои
Севастополь
|
Апрель
|
|
Космос- мы первые.
|
Герои космоса сегодня
|
Будущее за космосом
|
Май
|
Великий подвиг страны.
|
Помним, ценим, чтим и уважаем героев войны
|
Цена Победы-жизнь.
|
Спасибо воинам 1941-1945 за победу.
|
|
Нравственно-этическое
направление
|
месяц
|
6 кл
|
7 кл
|
8 кл
|
9 кл
|
сентябрь
|
Правила организации пространства общения
|
Социальное здоровье.
|
Умею ли я просить прощение.
|
Милосердие.
|
|
Конфликты в общении и способы их разрешения.
|
Знаменательные даты
|
Гордость и гордыня чем отличаются
|
Дружба и любовь, как не обидеть близкого человека.
|
октябрь
|
Честь и достоинство
|
Толерантность - это мир
|
Мария Тереза- жизнь великой женщины.
|
Доброта должна быть деятельной.
|
|
Семья-главное в жизни
|
Сквернословие это уродство человека
|
Помощь слабому, делает человека сильным
|
Благотворительность дело благородных
|
ноябрь
|
Семейные ценности
|
Фашизм и нацизм путь к гибели страны
|
Мама, папа, Я литературная семья
|
Свобода совести и вероисповедания
|
|
Уважение и терпение.
|
Мораль и этика .
|
Мораль и этика.
|
Этические проблемы современной медицины
|
декабрь
|
На чем основано взаимопонимание
|
Уважение к языку, уважение к себе.
|
Женщина- главное чудо природы
|
Весна 8 марта праздник всех женщин.
|
|
Отношение к тебе, начинается с твоего отношения к людям.
|
Культурное наследие России
|
Культурное наследие России
|
Культурное наследие России
|
март
|
Характер и темперамент, как с ними жить.
|
Как сохранить достоинство
|
Как сохранить достоинство
|
Как сохранить достоинство
|
|
|
|
|
|
|
|
Человечность и бессердечие.
|
Мораль и этика .
|
Мораль и этика.
|
Этические проблемы современной медицины
|
апрель
|
10 причин радоваться жизни
|
Уважение к языку, уважение к себе.
|
Женщина- главное чудо природы
|
Весна 8 марта праздник всех женщин.
|
|
Гордость и гордыня.
|
Культурное наследие России
|
Культурное наследие России
|
Культурное наследие России
|
Май
|
Как сохранить достоинство.
|
Как сохранить достоинство
|
Как сохранить достоинство
|
Как сохранить достоинство
|
месяц
|
Формирование ЗОЖ .
|
|
6 кл
|
7 кл
|
8 кл
|
9кл
|
сентябрь
|
Здоровье- главное богатство
|
”Здоровье и спорт- главный рекорд”
|
Безопасное поведение на улице- путь к здоровью и долгой жизни.
|
Вредная привычка- лень
|
октябрь
|
Питание и здоровье
|
Здоровье начинается с культуры
|
Здоровое питание, путь к долголетию
|
Осторожно Грипп
|
ноябрь
|
Опасные занятия на прогулке - путь в больницу
|
Чипсы и Кола- вредная пища.
|
Физическая культура, показатель развития человека.
|
Современные виды спорта
|
декабрь
|
Вирусы и бактерии. Будь бдительным!
|
Активные выходные с семьей – шаг к крепкому здоровью
|
Мой любимый вид спорта
|
Умей сказать нет наркоторговцу
|
январь
|
Физическая культура необходимое условие для роста и развития. Все на прогулку .
|
Спорт воспитывает характер
|
Правила здоровья для мальчиков
|
Личная гигиена подростка.
|
февраль
|
Если хочешь быть здоров. Конкурс
|
Витамины
|
Правила здоровья для девочек
|
Правила здоровья
|
март
|
Правильное питание может быть вкусным.
Конкурс салатов.
|
Малые олимпийские игры в классе.
|
Параолимпийское движение
|
Осторожно- диета.
|
апрель
|
Все на прогулку.
|
|
Конкурс
« Если хочешь быть здоров»
|
Спорт- это модно!
|
май
|
Безопасное поведение у водоемов. Как помочь утопающему.
|
Психологическое здоровье
|
Психологическое здоровье
|
Психологическое здоровье
|