Готовность к школе.

Диагностика готовности ребенка к школе

Анкета ребенка:

 

  1. Как тебя зовут? Назови имя, отчество, фамилию.
  2. Сколько тебе лет? Назови день твоего рождения.
  3. С кем ты живешь? Назови членов твоей семьи.
  4. Как зовут маму? Папу? Где и кем они работают?
  5. Где ты живешь? Назови адрес.
  6. Ходишь ли ты в детский сад? Какой?
  7. Чем любишь заниматься?

 

Учебные навыки по развитию речи и готовности к чтению

 

  1. 1.     Знаешь ли ты буквы? Умеешь ли читать? (текст для чтения)
  • Приемы чтения: побуквенное, слоговое, слог + слово, целыми словами.
  • Ответы на вопросы: односложные, полные.
  1. 2.     Соотнести слово и количество звуков. Диктант.

Пример: кот ООО      мама ОООО

Слова: ум, ухо, сок, лапа, сосна, звезда, капитан. (кто сможет – пишет буквами)

  1. 3.     Составление рассказа (установление последовательности картинок и составление рассказа по ним).

Инструкция: « У меня есть картинки. Но они все перепутаны. Разложи картинки по порядку, чтобы было понятно, как все происходило. И расскажи по ним какую-нибудь историю». (установление причинно-следственных отношений уровня развития речи – правильность, выразительность рассказа).

  1. 4.     Умение классифицировать предметы:
  • посуда
  • мебель
  • животные
  • транспорт
  • насекомые

     Инструкция: « Разложи картинки по группам и дай каждой группе название».

 

 

Математические умения

 

  1. 1.     Счет прямой и обратный в пределах 10.
  2. 2.     Сравнение чисел:
  • Какие числа стоят при счете перед числом 5?
  • Какие числа следуют за числом 7?
  • Назвать соседей числа.
  • Какие числа стоят между числами 5, 8, 4?
  • Продолжи ряд чисел: 1 2 3 4 5 …

                                          8 7 6…

  • Вставь пропущенные числа: 1 2 …4 5 6 …8 9

 

 

  1. 3.     Решение простейших примеров и задач:

 

  • 2 + 1           9 – 1                5 + 2

          8 + 2           7 – 2                5 – 2

  • В корзине было 6 яблок, положили еще 2 яблока. Сколько яблок стало в корзине?
  • В коробке было 7 карандашей, взяли 2 карандаша. Сколько карандашей осталось в коробке?
  1. 4.     Знание геометрических фигур, цветов.

Предлагается набор геометрических фигур. Разделить фигуры на 2 группы разными способами.

  1. 5.     Соотнеси цифру и предметы (имеется набор цифр и предметных картинок.)

Инструкция: «Возьми  цифру и найди соответствующую ей по счету картинку».

  1. 6.     Расположить числа в порядке возрастания (убывания).
  2. 7.     Ориентирование на плоскости.

Задание выполняется на клетчатой бумаге (указывается место для выполнения задания).

  • Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.
  • Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз на две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.
  • Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.
  • Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом.

 

 

Интеллектуальная готовность ребенка

 

  1. Понятийное мышление (логическое отношение между понятиями).
  • Методика «Простые аналогии»

     Инструкция: « Закончи, пожалуйста, предложение:

     У коровы – теленок, у лошади - …………… ;

     Огурец – овощ, ромашка - ……………. ;

      Топор рубит, а пила …………. .

  • «Четвертый лишний» (выявление уровня обобщения)

     Инструкция: «Я назову четыре предмета. Три из них сходны между собой,

     им       можно дать одно название, а четвертый к ним не подходит. Назови

     этот   неподходящий предмет. Скажи, почему он не подходит к остальным и

     как можно назвать остальные три предмета:

- Ромашка, василек, береза, одуванчик;

- Карандаш, линейка, стол, ластик;

- Огурец, помидор, груша, морковь.

  • Методика «Сравнение понятий» (выявить существенные признаки предметов и явлений).

      Инструкция: «Скажи, пожалуйста, чем отличается кошка и белка, молоток

      и   топор, скрипка и пианино, снег и дождь, гром и молния?»

  • - Смотри. Вот два листочка бумаги (ребенку показывают два

      одинаковых тетрадных листа бумаги). Как ты думаешь: в каком листке больше

      бумаги? Теперь смотри, что я буду делать. (один из листков бумаги разрезают

      пополам, и из двух половинок складывают более длинный листок бумаги). А

      теперь как  ты думаешь: в каком листке больше бумаги?

 

    2. Кратковременная память и умозаключение.

    Инструкция: «Сейчас я начну маленький рассказ, а ты постарайся хорошо    

    запомнить, чтобы точно повторить. Жили-были три мальчика: Коля, Петя

    и Ваня. Коля ниже Пети. Петя ниже Вани. Повтори. (высокий уровень – 1-3 повторения учителем, средний – 4-6 повторений) А кто из мальчиков самый низкий? А самый высокий?

      3. Общая осведомленность, словарный запас, звукопроизношение.

            - Сколько месяцев в году?

            - Какое сейчас время года? А месяц?

            - Что наступает раньше вторник или среда?

            - Назови дни недели.

            - От каких животных получают молоко?

            - Чем отличается весна от осени?

            - Чем отличается день от ночи?

            - Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?

            - Как, по-твоему, лучше учиться – дома с мамой или в школе

      с  учительницей?

 

 

  • Методика «Да и нет» (умение действовать по алгоритму, сохраняя в памяти инструкцию, находить синонимические замены).

 Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру, в которой нельзя произносить «да» и    «нет». Я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя говорить «да» и «нет». Будь внимателен:

- Ты любишь смотреть телевизор?

- Снег белый?

- Тебе нравится гулять в лесу?

- Ты хочешь пойти в школу?

- Ты послушный ребенок?

 

 

 

 

Развитие эмоционально-волевой сферы

 

1. Графический диктант (пространственное восприятие, координация и мелкая моторика руки, умение внимательно слушать и действовать по правилам, проводится фронтально в группах). Стр.53 - 57 Т.Л.Павлова «Диагностика готовности ребенка к школе».

 2. Методика «Образец и правило» (умение руководствоваться системой        условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов, проводится фронтально).

Инструкция: учитель указывает на вершины треугольника: «Здесь были точки. Их соединили так, что получился такой рисунок. Рядом тоже есть точки. Вы сами соедините их так, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут. Здесь есть лишние точки – вы их оставите, не будете соединять. А теперь посмотрите, точки все одинаковые или разные? Вам нужно запомнить правило: соединять можно только разные точки, линию можно проводить только между двумя разными точками, нельзя проводить линию между одинаковыми точками (привести пример). Стр.61-62 Т.Л.Павлова «Диагностика готовности ребенка к школе»

  1. Методика «Исследование произвольности психических процессов»

     (умение подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно

     выполнять указания учителя).

      Инструкция: «Мы будем учиться рисовать узор. Мы будем соединять

      треугольники и квадраты, чтобы получился узор. У нас будут три таких

      правила: 1) два треугольника, два квадрата или квадрат с треугольником

      можно соединять только через кружок; 2) линия нашего узора должна идти

      только вперед; 3) каждое новое соединение надо начинать с той фигурки,

      на которой остановилась линия, тогда линия будет непрерывной и в узоре не

      получится промежутков. (учитель показывает образец)

  • Соедините треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, еще раз два треугольника, треугольник с квадратом.

 

∆       ∆       ∆      ∆      ∆      ∆      ∆      ∆      ∆      ∆       ∆      ∆      ∆      ∆      ∆

 

    ○       ○       ○      ○      ○      ○      ○      ○      ○       ○       ○      ○      ○     ○

 

□       □       □      □      □      □      □      □      □      □       □      □       □      □     □

 

 

 

∆       ∆       ∆      ∆      ∆      ∆      ∆      ∆      ∆      ∆       ∆      ∆      ∆      ∆      ∆

 

    ○       ○       ○      ○      ○      ○      ○      ○      ○       ○       ○      ○      ○     ○

 

□       □       □      □      □      □      □      □      □      □       □      □       □      □     □

 

 

 

∆       ∆       ∆      ∆      ∆      ∆      ∆      ∆      ∆      ∆       ∆      ∆      ∆      ∆      ∆

 

    ○       ○       ○      ○      ○      ○      ○      ○      ○       ○       ○      ○      ○     ○

 

□       □       □      □      □      □      □      □      □      □       □      □       □      □     □

 

 

 

            ∆       ∆       ∆      ∆      ∆      ∆      ∆      ∆      ∆      ∆       ∆      ∆      ∆      ∆      ∆

 

    ○       ○       ○      ○      ○      ○      ○      ○      ○       ○       ○      ○      ○     ○

 

□       □       □      □      □      □      □      □      □      □       □      □       □      □     □

 

 

 

∆       ∆       ∆      ∆      ∆      ∆      ∆      ∆      ∆      ∆       ∆      ∆      ∆      ∆      ∆

 

    ○       ○       ○      ○      ○      ○      ○      ○      ○       ○       ○      ○      ○     ○

 

□       □       □      □      □      □      □      □      □      □       □      □       □      □     □

 

 

 

∆       ∆       ∆      ∆      ∆      ∆      ∆      ∆      ∆      ∆       ∆      ∆      ∆      ∆      ∆

 

    ○       ○       ○      ○      ○      ○      ○      ○      ○       ○       ○      ○      ○     ○

 

□       □       □      □      □      □      □      □      □      □       □      □       □      □     □

 

 

 

∆       ∆       ∆      ∆      ∆      ∆      ∆      ∆      ∆      ∆       ∆      ∆      ∆      ∆      ∆

 

    ○       ○       ○      ○      ○      ○      ○      ○      ○       ○       ○      ○      ○     ○

 

□       □       □      □      □      □      □      □      □      □       □      □       □      □     □