Ссылки
Кто на сайте
Сейчас 85 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
Глюкоза ее строение и свойства.
Тема урока: «Глюкоза, ее строение и свойства». Тип урока: Урок сообщения и усвоения новых знаний. Форма проведения: исследовательская лабораторная работа Цель урока: В ходе лабораторных исследований установить особенности строения углеводов как класса кислородосодержащих органических соединениях на примере глюкозы. Задачи:
Педагогические технологии: проблемно - развивающее обучение, мозговой штурм, игровая деятельность, исследовательская деятельность, элементы развития критического мышления. Оборудование урока:
«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу Структура урока.
1.Организационный момент. Ознакомление учащихся с темой и дидактической целью урока. Учитель: Сегодня мы на 40 минут станем исследователями. У нас работает 5 экспертных исследовательских групп. Цель – в ходе экспериментальной работы исследовать строение и свойства одного из углеродов. Оценка работы учащихся на уроке – самооценка, - работа с оценочной таблицей.
2. Введение.
Учитель: Мы начинаем изучение класса органических соединений, который называется – углеводы. Всем на радость нам природа Подарила углеводы Мы без них как без воды И ни туды и ни сюды! - Что вам известно об углеводах из курса биологии? Что вы знаете о нахождении углеводов в природе и их значении? - Что обозначает термин – углеводы? Как его можно расшифровать? Почему класс этих веществ получил такое название? - Какие углеводы вы знаете? На какие группы можно поделить углеводы по составу и свойствам? Повторение знаний об углеводах, приобретенные на уроках биологии (по 1 ответу от каждой группы по очереди).
3. Основная часть урока – Проведение лабораторного исследования по изучению особенностей строения и свойств глюкозы. Глюкоза – «знакомая незнакомка» с химической формулой CHO. Сахароза, рибоза, фруктоза, лактоза Углеводов всех не счесть Главная средь них Глюкоза И о ней пойдет здесь речь Задание группам: за 3 минуты вы вспомните, чем же она вам знакома (кто больше вспомнит!). Работа проходит в форме мозгового штурма. Обсуждение результатов работы учащихся.
Вопрос: А чем же она нам не знакома? По классификации какое это соединение? А по строению? Постановка проблемы: Если глюкоза кислородосодержащее соединение, то какие функциональные группы могут содержаться в ее молекуле? Вот вопрос попался сложный Пусть нам химия поможет Сейчас проведем эксперимент И разгадаем все в момент. Сегодня в ходе нашей исследовательской работы мы и попробуем разгадать все ее тайны.
4. Работа с исследовательской таблицей
Учитель напоминает о соблюдении правил техники безопасности. Задание для группы №1. Исследовать физические свойства глюкозы – цвет, запах, вкус, растворимость в воде. Данные исследования занести в таблицу и кратко доложить.
Задание для группы №2. Исследовать действие раствора глюкозы на индикаторы (ГЛЮКОЗА раствор + МЕТИЛОРАНЖ) Данные исследования занести в таблицу и кратко доложить.
Задание для группы №3. Исследовать принадлежность глюкозы к многоатомным спиртам. Проделать реакцию: (CuSO+ NaOH à) Глюкоза (раствор) + Cu(OH) à Соблюдайте правила предосторожности при работе с едкими веществами – щелочами. Данные исследования занести в таблицу и кратко доложить.
Задание для группы №4. Исследовать принадлежность глюкозы к альдегидам с помощью реакции «серебряного зеркала»: раствор глюкозы + AgO Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, что бы открытый конец ее был направлен в сторону и от самого себя и от соседей. Данные исследования занести в таблицу и кратко доложить.
Задание для группы №5. Провести исследование на наличии в глюкозе альдегидной группы с помощью Cu(OH). CuSO + NaOHà Глюкоза (раствор) + Cu(OH) Данные исследования занести в таблицу и кратко доложить.
Делаем общий вывод: Глюкоза – это альдегид и одновременно многоатомный спирт, т.е. альдегидоспирт.
Учитель: Зная строение глюкозы, мы сможем построить модель ее молекулы.
Задание для всех групп: Используя шаростержневые наборы, постройте модель молекулы глюкозы. Учитель: Вот теперь вы эту таинственную незнакомку держите в руках. С веществами чтоб дружить Надо химию учить Кто науку эту знает О веществах все разгадает.
№1. Используя текст параграфа и дополнительную литературу, опишите химические свойства глюкозы, как альдегида – реакции окисления. №2. Используя текст параграфа и дополнительную литературу, опишите химические свойства глюкозы, как альдегида – реакции восстановления. №3. Используя текст параграфа и дополнительную литературу, опишите химические свойства глюкозы, как многоатомного спирта. №4. Используя текст параграфа и дополнительную литературу, опишите особые химические свойства глюкозы. №5. Используя текст параграфа и дополнительную литературу, опишите получение глюкозы.
- Что было сегодня необычного на уроке? - На сколько вам было комфортно на уроке? С чем это связано? - Что вы взяли для себя с данного урока? - С какими трудностями вы сегодня встретились? Учитель комментирует работу групп на уроке, выставляет оценки и заносит их в журнал.
Список используемой литературы:
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Инструктивная карточка Группа №1 Тема урока: «Глюкоза, ее строение и свойства».
«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу 1. Подумайте и ответьте на вопросы: - Что вам известно об углеводах из курса биологии? Что вы знаете о нахождении углеводов в природе и их значении? - Что обозначает термин – углеводы? Как его можно расшифровать? Почему класс этих веществ получил такое название? - Какие углеводы вы знаете? На какие группы можно поделить углеводы по составу и свойствам? 2. Глюкоза – «знакомая незнакомка» с химической формулой CHO. Постановка проблемы: Если глюкоза кислородосодержащее соединение, то какие функциональные группы могут содержаться в ее молекуле? Сегодня в ходе нашей исследовательской работы мы и попробуем разгадать все ее тайны.
Задание для группы №1. Исследовать физические свойства глюкозы – цвет, запах, вкус, растворимость в воде. Данные исследования занести в таблицу и кратко доложить.
3. Используя шаростержневые наборы, постройте модель молекулы глюкозы. 4. Домашнее задание: Используя текст параграфа и дополнительную литературу, опишите химические свойства глюкозы, как альдегида – реакции окисления.
Инструктивная карточка Группа №2 Тема урока: «Глюкоза, ее строение и свойства».
«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу 1. Подумайте и ответьте на вопросы: - Что вам известно об углеводах из курса биологии? Что вы знаете о нахождении углеводов в природе и их значении? - Что обозначает термин – углеводы? Как его можно расшифровать? Почему класс этих веществ получил такое название? - Какие углеводы вы знаете? На какие группы можно поделить углеводы по составу и свойствам? 2. Глюкоза – «знакомая незнакомка» с химической формулой CHO. Постановка проблемы: Если глюкоза кислородосодержащее соединение, то какие функциональные группы могут содержаться в ее молекуле? Сегодня в ходе нашей исследовательской работы мы и попробуем разгадать все ее тайны.
Задание для группы №2. Исследовать действие раствора глюкозы на индикаторы (ГЛЮКОЗА раствор + МЕТИЛОРАНЖ) Данные исследования занести в таблицу и кратко доложить.
3. Используя шаростержневые наборы, постройте модель молекулы глюкозы. 4. Домашнее задание: Используя текст параграфа и дополнительную литературу, опишите химические свойства глюкозы, как альдегида – реакции восстановления. Инструктивная карточка Группа №3 Тема урока: «Глюкоза, ее строение и свойства».
«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу 1. Подумайте и ответьте на вопросы: - Что вам известно об углеводах из курса биологии? Что вы знаете о нахождении углеводов в природе и их значении? - Что обозначает термин – углеводы? Как его можно расшифровать? Почему класс этих веществ получил такое название? - Какие углеводы вы знаете? На какие группы можно поделить углеводы по составу и свойствам? 2. Глюкоза – «знакомая незнакомка» с химической формулой CHO. Постановка проблемы: Если глюкоза кислородосодержащее соединение, то какие функциональные группы могут содержаться в ее молекуле? Сегодня в ходе нашей исследовательской работы мы и попробуем разгадать все ее тайны.
Задание для группы №3. Исследовать принадлежность глюкозы к многоатомным спиртам. Проделать реакцию: (CuSO+ NaOH à) Глюкоза (раствор) + Cu(OH) à Соблюдайте правила предосторожности при работе с едкими веществами – щелочами. Данные исследования занести в таблицу и кратко доложить.
3. Используя шаростержневые наборы, постройте модель молекулы глюкозы. 4. Домашнее задание: Используя текст параграфа и дополнительную литературу, опишите химические свойства глюкозы, как многоатомного спирта. Инструктивная карточка Группа №4 Тема урока: «Глюкоза, ее строение и свойства».
«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу 1. Подумайте и ответьте на вопросы: - Что вам известно об углеводах из курса биологии? Что вы знаете о нахождении углеводов в природе и их значении? - Что обозначает термин – углеводы? Как его можно расшифровать? Почему класс этих веществ получил такое название? - Какие углеводы вы знаете? На какие группы можно поделить углеводы по составу и свойствам? 2. Глюкоза – «знакомая незнакомка» с химической формулой CHO. Постановка проблемы: Если глюкоза кислородосодержащее соединение, то какие функциональные группы могут содержаться в ее молекуле? Сегодня в ходе нашей исследовательской работы мы и попробуем разгадать все ее тайны.
Задание для группы №4. Исследовать принадлежность глюкозы к альдегидам с помощью реакции «серебряного зеркала»: раствор глюкозы + AgO Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, что бы открытый конец ее был направлен в сторону и от самого себя и от соседей. Данные исследования занести в таблицу и кратко доложить.
3. Используя шаростержневые наборы, постройте модель молекулы глюкозы. 4. Домашнее задание: Используя текст параграфа и дополнительную литературу, опишите особые химические свойства глюкозы. Инструктивная карточка Группа № 5 Тема урока: «Глюкоза, ее строение и свойства».
«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу 1. Подумайте и ответьте на вопросы: - Что вам известно об углеводах из курса биологии? Что вы знаете о нахождении углеводов в природе и их значении? - Что обозначает термин – углеводы? Как его можно расшифровать? Почему класс этих веществ получил такое название? - Какие углеводы вы знаете? На какие группы можно поделить углеводы по составу и свойствам? 2. Глюкоза – «знакомая незнакомка» с химической формулой CHO. Постановка проблемы: Если глюкоза кислородосодержащее соединение, то какие функциональные группы могут содержаться в ее молекуле? Сегодня в ходе нашей исследовательской работы мы и попробуем разгадать все ее тайны.
Задание для группы №5. Провести исследование на наличии в глюкозе альдегидной группы с помощью Cu(OH). CuSO + NaOHà Глюкоза (раствор) + Cu(OH) Данные исследования занести в таблицу и кратко доложить.
3. Используя шаростержневые наборы, постройте модель молекулы глюкозы. 4. Домашнее задание: Используя текст параграфа и дополнительную литературу, опишите получение глюкозы.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 Таблица индивидуального оценивания группы № _______
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 Таблица группового оценивания.
Примечание: Данная таблица, должна быть увеличена, и зафиксирована на доске. Учитель вовремя ответов учащихся, ставит плюсы группам, согласно критериям, к концу урока определяется группа, набравшая наибольшее количество плюсов. |
Последние материалы |