Интегрированный урок химии и биологии " Клетка"

Интегрированный урок по химии и биологии «Клетка - структурная и функциональная единица жизни».

Цели урока.

Образовательные: - углубить, закрепить и обобщить знания о химической организации клетки; - повторить свойства и биологические функции органических соединений, значение их для организмов.

Развивающие: - развитие биологического и химического мышления; - развитие монологической речи, умения работы с дополнительной литературой; - развитие навыков применения компьютерных технологий, навыков проведения лабораторных опытов; - создание развивающей среды: - развитие творчества.

Воспитательные: - пропаганда здорового образа жизни; - формирование экологического мышления; - повышение мотивации к учению;

Оснащение урока: Таблицы: 1. Клетка. 2. Структуры белка. 3. Нуклеиновые кислоты. 4. Денатурация белка. 5. Принцип комплементарности.

Видеофильмы: 1. Нуклеиновые кислоты. 2.Денатурация белка.  Презентация Слайды: 1.Крахмал. 2.Глюкоза Химические реактивы.

Ход урока.

Учитель химии и биолгии: Сегодня  проведу  интегрированный урок по химии и биологии для 9  класса

цели урока и обращает внимание учащихся на слова о клетке, записанные на доске: И растения, и животные растут, Если клетки в них живут. Ну, а если отмирают, Все живое погибает.

 Давайте вспомним химический состав клетки. Обратимся к «немой» схеме на доске и заполним ее.

Схема на доске

Химический состав клетки


 

Неорганические вещества                                                                                                                                                                                                     Органические вещества 

 

Химический состав клетки: ученики самостоятельно заполняют схему в тетрадях .

Учитель : Что означает вода с точки зрения химии? (Жидкость без запаха, цвета и вкуса, помеченная формулой Н2О, которая читается как соединение в молекуле двух атомов водорода и одного атома кислорода)  А с точки зрения биологии? (Это вещество как компонент жизни, без которого невозможны основные процессы в организме)

Учитель:  Каково значение воды в жизни живых организмов? Гимном этому необыкновенному веществу, основе всего живого на Земле, звучат строки замечательного французского писателя Сент-Экзюпери.

Учитель: У вас на столах лежат листочки с описанием этого удивительного вещества.

Прочитайте их. Читает вслух ученик: «…Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты исполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца».

Учитель : Какие минеральные вещества входят в состав клетки, каково их значение? (Железо, фтор, соли кальция, магния, натрия.) Мы знаем, что основой всего живого является вода. Полезна ли для организма дистиллированная вода? Обоснуйте свой ответ. (Мы знаем, что для нормальной жизнедеятельности организма необходима вода с растворенными в ней минеральными веществами. Дистиллированная вода в этом случае вредна) Послушаем сообщение о бутилированной воде. (Было предложено опережающее задание)

Учитель : Неорганические вещества Органические вещества вода минеральные белки жиры углеводы вещества нуклеиновые кислоты Ярким примером сказанного о вреде дистиллированной воды является отрывок из стихотворения Л.Мартынова: Вода Благоволила Литься! Она блистала столь чиста, Что ни напиться, ни умыться. И это было неспроста. Ей не хватало Ивы, тала И горечи цветущих лоз. Ей водорослей не хватало И рыбы, жирной от стрекоз. Ей не хватало быть волнистой, Ей не хватало течь везде. Ей жизни не хватало Чистой Дистиллированной Воде.

Учитель : С водой связана актуальная проблема современности - охрана окружающей среды, о чем мы говорим на наших уроках. Учитель биологии: Вернемся к схеме. Вспомним, какие вещества называются углеводами и их классификацию (Моносахариды и полисахариды) В образовании каких веществ участвуют пентозы? (РНК, ДНК). Учитель : Какое значение имеют углеводы в жизни всего живого? (демонстрация слайдов «Крахмал» «Глюк

оза»)

Учитель: В каких клетках растительного или животного происхождения больше содержится жиров? (Животного). Приведите примеры жиров (Воски, масла, фосфолипиды).

Учитель : Дайте определение жиров с точки зрения органической химии (Жиры - сложные эфиры трехатомного спирта глицерина и высших карбоновых кислот.) Какие бывают жиры? (Твердые - животного происхождения, жидкие – растительного происхождения.) Чем объяснить физическое состояние жиров? (Строением. В состав твердого жира входят насыщенные кислоты, жидкого - ненасыщенные кислоты). Учитель биологии: В чем практическое значение жиров? ( Использование при производстве мыла, продукт питания). Учитель : Главной составной частью всего живого на Земле является белок. Докажите это (После удаления воды из клетки в сухом остатке на первом месте по количеству и значению стоят белки. Белок в клетке составляет 10-20% от сырого веса и 50-80% - от сухого. Белки называются протеинами).

Учитель : Этим названием подчеркиваем первостепенное значение белков для жизненных процессов. Повсюду, где встречаем жизнь, мы находим, что она связана с каким-либо белковым телом. Кто может дать определение жизни? (Сообщение учащихся) Одна из самых замечательных особенностей жизни состоит в том, что все живые существа характеризуются общностью строения клеток и происходящих в них процессах. Современная биология показала, что в своей основе сходства и различия определяются, в конечном счете, набором белков.

Учитель : Ни одно из веществ биологического происхождения не обладает столь специфическими и разнообразными функциями организма как белки. Какие соединения называются белками? (Природные полимеры, мономерами которых являются аминокислоты) Учитель биологии: А как еще называются белки? (Биополимеры)

Учитель х: Изучение какого процесса помогло установить строение белка? (Гидролиз) Какие соединения образуются при гидролизе белков? (Аминокислоты) Какие соединения называются аминокислотами, их свойства? ( ) Учитель биологии: Говоря об аминокислотах, надо помнить о незаменимых аминокислотах, которые должны поступать в составе пищи, так как они не синтезируются в нашем организме, что может отразиться на здоровье людей (открыть учебник – 9 класса, стр. 28, ). Найдите незаменимые аминокислоты? (учащиеся называют их).

Учитель: Составьте уравнение реакции между аминокислотами – глицин и аланин.() Учитель биологии: Назовите структуры белковой молекулы? (первичная, вторичная, третичная, четвертичная. Здесь можно рассказать о значении гемоглобина)

Учитель : Демонстрация пленки с уравнением реакции с помощью кодоскопа. Какая связь образуется в процессе реакции и как она называется? (пептидная связь). Как называется полученная структура? (первичная). К какому классу соединений можно отнести белки? (амфотерное соединение). Какие свойства можно ожидать у белков? (свойства оснований и кислот)

Учитель : Одним из свойства белков является денатурация. Вспомните этот процесс (сообщение учащихся, демонстрация видеофильма, таблица) Учитель химии: Почему нельзя загрязнять окружающую среду солями тяжелых металлов? (Ответ)

Учитель : Почему из сваренных яиц наседка никогда не выведет цыпленка? (Ответ)

Учитель : Ребята, на столах у вас реактивы. Вы должны доказать, что в пробирке у вас действительно находится белок (опыт: белок + NaOH+СuSO4 = фиолетовое окрашивание). Что это за реакция? (качественная цветная реакция). С особенностями строения связаны функции белков. Назовите известные вам функции белка? (строительная, защитная, транспортная, регуляторная и т.д.) Итак, белки в организме имеют большое значение (сообщения учащихся об инсулине и интерфероне) Инсулин- белок, состоящий из 51 аминокислоты. Он выделяется в ответ на повышение уровня глюкозы в крови. Инсулин усиливает обменные процессы во всех органах и тканях тела и вызывает следующие эффекты: 1. увеличение скорости превращения глюкозы в гликоген; 2.ускорение переноса глюкозы через клеточные мембраны в мышцах и жировой ткани; 3.усиление синтеза белка и липидов; 4.повышение скорости синтеза АТФ, ДНК, РНК. Инсулин необходим для жизни, т.к. это единственный гормон, снижающий концентрацию глюкозы в крови. Недостаточная секреция инсулина приводит к нарушению метаболизма, известного под названием сахарный диабет. Препараты инсулина получают из поджелудочной железы крупного рогатого скота. Интерферон. В процессе эволюции живой материи у некоторых клеток в борьбе с вирусами возник защитный белок интерферон. Этот белок выделяется клеткой при вирусных инфекциях. Интерферон обладает большей активностью, чем антибиотики (пенициллин, стрептомицин и др.). Программа образования интерферона закодирована в клеточном ядре и начинает действовать после заражения клеток вирусом. Охлаждение, нервное потрясение, отсутствие витаминов в пище приводит к утрате возможности клеткой вырабатывать интерферон. Интерферон (препарат) готовят из лейкоцитов донорской крови или с помощью генной инженерии. Интерферон используют для предупреждения и лечения гриппа, герпеса, при злокачественных новообразованиях, при опоясывающем лишае.

Учитель: Рассматривая особенности клетки на молекулярно-генетическом уровне, сделайте вывод, чем является клетка (клеточным уровнем организации жизни). Вспомните основные положения клеточной теории (ответ учащихся). Белки разрушаются. Синтез их связан с нуклеиновыми кислотами (ДНК и РНК). ДНК является матрицей, хранительницей наследственной информацией, которая находится в ядре. Хромосомы состоят из отдельных участков – генов. Генофонд нации является богатством государства. Нас волнует состояние здоровья наших людей, нас волнует – проблема будущего – наша жизнь! Учитель химии: От рождения до смерти каждый из нас воплощает в себе счастье быть на земле человеком. Каждый из нас – продолжение рода людского и всей истории биосферы, каждый связан с жизнью планеты бесчисленными жизнями.

Учитель : Если можешь, посади дерево – отправь свою заботу, свою помощь грядущим поколениям.  Если нет – защити посаженное другими Если и это трудно тебе, сделай хотя бы так, чтобы оно не нуждалось в защите от тебя.  Поверь, это не преувеличение, что люди сегодня держат в своих руках не только свои судьбы, судьбы человечества, но и судьбу самой планеты Земля.  Сберечь Землю, сберечь жизнь на ней – это бесспорно, задача всеобщая.  Многое на Земле незаменимо! Учитель биологии: Ничем нельзя заменить потерянную дружбу – даже другой дружбой.  Незаменимы любовь, честь, достоинство. Незаменима Родина. Это бесспорно и общеизвестно.  Мы испытываем дефицит нравственности, гражданской позиции, духовности, понимания проблем современности. Такие уроки помогают нам над этим задуматься.

Контрольная работа. Типы химических реакций.

Контрольная работа 1 вариант

1)  MgCl2 → Mg(OH)2 → MgCO3 ⇄CO2

Решите цепочку превращений укажите типы химических реакций

2) Какие условия могут повлиять на скорость химической реакции взаимодействия цинка с соляной кислотой, объясните почему.

Подробнее: Контрольная работа. Типы химических реакций.

Спирты.

Тема урока: «Спирты»

Цели урока:

1. Обучающие: добиться усвоения понятия «спирты»; сформировать знания о составе, строении, номенклатуре спиртов, физиологическом воздействии на организм, физических и химических свойствах, способах получения, областях применения.

2. Развивающие: формировать умение делать выводы, сравнивать, работать с источниками информации (учебник, таблица, схема), высказывать суждения по изучаемым вопросам.

3.Воспитательные: формировать умение находить пути решения проблемных ситуаций, обосновывать свое решение адекватно поставленной проблеме.

Тип урока: комбинированный с использованием технологии проектного обучения. Методы: проблемный, проектный. фронтальная, групповая, парная.

Материалы и оборудование: инструктивные карты, дистиллированная вода, этиловый спирт, глицерин, этиленгликоль, гидроксид натрия, сульфат меди (II), спиртовка, зажим. План урока: 1. Понятие «спирты», их состав, строение, номенклатура. 2. Физические и химические свойства спиртов. 3. Физиологическое действие спиртов на организм. 4. Способы получения и применение.

Подробнее: Спирты.

Урок по теме Фосфор

Тема урока: «Фосфор»

 

Цель урока:  сформировать систему знаний учащихся о строении, свойствах и применении фосфора.

Подробнее: Урок по теме Фосфор

Урок по теме "Спирты"

Горение спиртов, взаимодействие спиртов с натрием, взаимодействие глицерина с гидроксидом меди

Подробнее: Урок по теме "Спирты"