Здоровьесберегающие технологии

В этой статье речь пойдет об образовательных здоровьесберегающих технологиях, под которыми понимают совокупность приемов, форм и методов организации качественного обучения, развития и воспитания учащихся без ущерба для их здоровья и здоровья педагогов. 

Современные способы профилактики перегрузок и переутомлений в школе уже

доступны любому педагогу.

 

Информацию по этим вопросам можно найти в книге Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе». Москва 2005. 

По мнению многих отечественных ученых, в частности, врача-психолога, профессора Н.К.Смирнова, образовательные здоровьесберегающие технологии способствуют как предотвращению перегрузок и переутомления участников учебно-воспитательного процесса, так и профилактике разных дезадаптационных и стрессовых состояний.

Н.К.Смирнов делит образовательные здоровьесберегающие технологии на три группы:

  • организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах;

  • психолого-педагогические технологии, главный отличительный признак которых — использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов для решения задач сохранения и укрепления здоровья как учащихся, так и педагогов в период учебно-воспитательного процесса;

  • учебно-воспитательные технологии, включающие программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их на ведение здорового образа жизни и предупреждение вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.


Рассмотрим наиболее значимые из всех образовательных здоровьесберегающих технологий по степени их влияния на здоровье учащихся — психолого-педагогические технологии.

Эти технологии связаны с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 40-45 минут на своих учеников.
Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса.

Большое значение имеет осознание всеми педагогами образовательного учреждения своей личной и солидарной ответственности за сохранение здоровья учащихся и своего собственного, за осуществление необходимой профессиональной подготовки для работы в этом направлении.


Психолого-педагогические здоровьесберегающие технологии включают в себя

  • формирование учебно-познавательной мотивации, мотивации достижения на основе

    • организации сознательного, творческого, прочного усвоения учащимися учебного материала в результате превращения его в личностно значимый,

    • обучения умениям самостоятельной учебно-познавательной деятельности, здоровьесберегающим приемам учебного труда,

    • организации подлинного усвоения конкретных способов действий и выработки умений их практического использования,

    • создания мотивационной среды, гуманных отношений между учителем и учащимся, самими учащимися,

    • выработки умений оценивать и анализировать собственные достижения, умений выделять главное и делать осознанный выбор,

    • обучения правильному восприятию меры свободы и ответственности,

    • воспитания чувства долга, самостоятельности, трудолюбия;

  • развитие познавательных и творческих способностей на основе

    • разъяснения сущности изучаемых понятий и явлений,

    • «демонстрации работы» познавательных процессов и способностей,

    • совершенствования операций мышления,

    • стимулирования творческого воображения и творческого мышления,

    • формирования окружающей среды для естественного самовыражения,

    • использования потенциальных возможностей учащихся;

  • выработку умений саморегуляции на основе

    • обучения целеполаганию и целеосуществлению, методам самопознания, самоанализа и самоконтроля, способам групповой работы,

    • воспитания самостоятельности, независимости, воли, ответственности за свою деятельность;

  • формирование бережного отношения к здоровью на основе выработки

    • убежденности в необходимости бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих,

    • потребности в самопознании и самосовершенствовании,

    • стремления стать активной, творческой, самостоятельно мыслящей личностью, способной постоянно вести здоровый образ жизни и помогать в этом окружающим, и на основе демонстрации личного примера людей, ведущих здоровый образ жизни;

  • выработку навыка самообучения на основе вооружения учащихся

    • приемами построения действенных самоубеждений,

    • методами самообучения, правилами и способами планирования, контроля и оценки своего обучения;

  • использование позитивных психолого-педагогических факторов воздействия педагога на состояние и здоровье учащихся.



Источник: http://www.zanimatika.ru/glavnoe-zdorove/chto-mozhet-byit-sereznee-1.html